18+
среда, 24 мая
Авто

Кризис империи Дерипаски: ГАЗ встал на ремонт и тюнинг

Пока владелец не может найти кредитов для поддержки производства, автозавод решил устроить профилактику

  
25

Период с 25 февраля по 10 марта на ГАЗе объявлен нерабочим. Но, несмотря на это, завод выполнит производственную программу месяца. «По согласованию с профсоюзами, работники ГАЗа будут получать зарплату в этот период в обычном порядке, как за рабочие дни в режиме трехдневной недели, в котором ГАЗ работает с нового года», — уверяют в руководстве автозавода.

У менеджеров ГАЗа большие планы: производственная программа на март не сокращается — в первом месяце весны планируется выпустить автомобилей больше, чем за январь и февраль вместе взятые. Но точное количество запланированных к выпуску автомобилей на предприятии не называют.

Кроме того, до 10 марта на всех производствах ГАЗа будет проведен профилактический ремонт оборудования, мероприятия по стандартизации рабочих мест и оптимизации технологических потоков. В общей сложности будет модернизировано около 117 единиц оборудования.

Менеджеры ГАЗа рассчитывают, что работы по модернизации оборудования и оптимизации рабочих процессов позволят снизить затраты, уменьшить объемы незавершенного производства, повысить эффективность технологических процессов и дадут экономию только в марте около 200 миллионов рублей.

Но пока можно с уверенностью сказать, что реальную экономию заводу приносит только сокращение рабочего времени сотрудников и их зарплат. Каникулы на автозаводе продолжались с 29 декабря прошлого года по 19 января. За этот период сотрудникам обещают выплатить 2/3 заработной платы — но только за реально отработанные дни. Кроме того, почти сразу после возобновления работы ГАЗ перешел на трехдневную рабочую неделю и сократил 1 тысячу 200 человек (3% персонала), а 3 тысячи 800 человек были отправлены на общественные работы сроком 3−6 месяцев с зарплатой в размере 10−11 тысяч рублей.

В начале февраля ГАЗ обратился в правительство с просьбой выделить финансовую помощь. Изначально речь шла о сумме в 50 млрд. рублей. Этот вопрос пытался лоббировать губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Потом стало известно, что ГАЗ планирует привлечь госкредит в размере около 36 миллиардов рублей на пополнение оборотных средств, поддержку лизинговой и дилерской сети. Но эксперты считают, что эти средства нужны Горьковскому автозаводу в основном на погашение долгов по кредитам и перед поставщиками в первую очередь комплектующих и двигателей.

«Мы договариваемся с акционерами, так же как и с поставщиками, кредиторами об отсрочке выплат в связи с необходимостью обеспечения стабильной работы предприятий в условиях значительного падения платежеспособного спроса на рынке коммерческой техники, — подтвердили эту информацию в пресс-службе ГАЗа. — Параллельно мы работаем над сокращением затрат и оптимизацией производства, ужимаемся за счет внутренних резервов для выполнения обязательств перед нашими партнерами и стэйкхолдерами. Наша цель в переговорах с акционерами — найти наиболее оптимальный вариант для обеих сторон, достичь согласия по графику платежей и в дальнейшем его придерживаться».

Долги перед поставщиками грозят цепной реакцией, которая может привести к полной остановке конвейера. И тогда под сокращение могут попасть нескольких десятков тысяч человек. Этот фактор стал одним из главных при рассмотрении проблемы ГАЗа на заседании антикризисной комиссии правительства РФ. «Все предприятия спасти невозможно, и не нужно. Но наша ответственность, заключается в том, чтобы мягко сделать социальную, вот эту ситуацию для работников, которые будут высвобождаться», — заявил тогда глава комиссии, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Предприятие получило реальный шанс продержаться некоторое время на плаву — благодаря обещанной правительством помощи в размере 10 млрд рублей.

И вскоре стало известно, что ГАЗ планирует выпустить в ближайшее время легкий коммерческий автомобиль (LCV) стоимостью 6 тысяч долларов. Об этом заявил сам владелец «Базового Элемента», управляющий активами группы ГАЗ Олег Дерипаска.

«Это будет самый конкурентный автомобиль в данном сегменте», — подчеркнул Олег Дерипаска.

Новость шокировала автопром и его клиентов: самая бюджетная модификация автомобиля «Газель» стоит сегодня около 9900 долларов, а обещанный Олегом Дерипаской новый автомобиль будет стоить на треть дешевле.

За счет чего? — недоумевали эксперты. Средств на выпуск совершенно новой модели у ГАЗа явно нет. Но саму идею выпустить бюджетный автомобиль эксперты посчитали удачной, поскольку в условиях кризиса дешевый автомобиль мог не только улучшить показатели по продажам, но и реально вырваться вперед из ряда конкурентов.

Но все эта затея ГАЗа показалась настолько туманной, что ее почитали блефом в попытке заручиться финансовой поддержкой государства. Похоже, так оно и есть. Автоконцерн сначала сократил объем производства и перешёл на трехдневную рабочую неделю, а теперь и вовсе объявил перерыв в работе.

Горьковский автозавод входит в Группу ГАЗ, созданную в 2005 году в результате объединения 18 предприятий, расположенных в России и Великобритании и занимающих лидирующие позиции в различных сегментах автомобилестроения. Активами группы управляет владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска. Но сейчас положение его положение таково, что он вынужден частями — и уже довольно крупными — распродавать принадлежащую ему собственность.

Например, группа ГАЗ готова продать английского производителя микроавтобусов и автофургонов LDV. Изначально акции намеревалось выкупить руководство автокомпании, но своих средств у топ-менеджеров нет.

За два года владения LDV (куплена за 50 млн. фунтов стерлингов) Олег Дерипаска вложил в британскую автокомпанию 25 млн. фунтов стерлингов. Теперь председатель правления ГАЗа Эрик Эберхардсон в интервью BBC не стал скрывать, если компания LDV не получит финансовую помощь в ближайшее время — крах неизбежен: «Без производства мы не может генерировать достаточный объем средств. Это действительно критическая ситуация. И мы сейчас ведем переговоры».

Но уже известно, что правительство Объединенного королевства отказалось выделить кредит LDV, не желая поддерживать «иностранных собственников». «Британские налогоплательщики не должны покрывать потери компании, если владельцы не берут на себя ответственность», — ответили Олегу Дерипаске английские чиновники в ответ на просьбу выделить краткосрочный кредит.

Теперь работы могут лишиться 900 сотрудников предприятия и более 5 тысяч сотрудников дилерских центров и компаний-поставщиков. Назревает громкий скандал — дело происходит в Британии.

Завтра, 27 февраля истекает срок кредита, взятого «Базовым элементом» на покупку акций австрийского инженерно-строительного концерна Strabag. Судя по всему, средств на его возврат у Олега Дерипаски нет. Вероятно по этой причине 24 февраля газета Financial Times Deutschland сообщила о ходе переговоров «Базового элемента» по продаже 25% акций концерна Strabag. По словам источника издания, «переговоры идут быстрыми темпами».

А сегодня, 26 февраля корпорация «Главстрой», входящая в холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент», продала компании Сулеймана Керимова «Нафта-Москва» девелоперский бизнес в Санкт-Петербурге — ООО «Главстрой-СПБ». Эта компания вышла на петербургский рынок в 2007 году и за это время ряд тендеров городской администрации на право реализации крупных девелоперских проектов. Например, «Главстрой-СПб» планировал реализовать в Адмиралтейском районе Петербурга проект общественно-деловой застройки с минимальным объемом инвестиций в 300 млн долларов и ряд других дорогостоящих и престижных проектов. Теперь вместо Олега Дерипаски заканчивать их будет Сулейман Керимов. Условия их сделки не разглашаются.

Фото [*], [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня