Не сделайте ошибки: пусть новая Octavia похожа на предшественницу, это совершенно другая машина. У нее новая платформа, новые моторы и новые подводные камни. Например, отныне Octavia с младшими моторами комплектуется полузависимой задней подвеской, а с мотором 1.8 TSI — независимой, как и прежде. Есть ли разница? Мы проверили на дорогах Татарстана, Чувашии и республики Марий Эл.
Разница есть: машина с независимой подвеской деликатнее, и на разбитых дорогах разве что иногда озвучивает покрытие, но уровень вибраций таков, что можно не обращать внимание. Octavia с Н-образной балкой более придирчива, и на выбоинах пихается острее, хотя ощущение комфорта возникает за счет кратковременности вибраций: она не раскачивается и не трясется, как желе, отрабатывая все кочки в одно касание.
Но знаете что? По большому счету, это единственное, к чему можно придраться, потому что в остальном Octavia совершила отчетливый карьерный скачок — никакой дискриминации в сравнении с родственным Volkswagen Golf VII. Даже потолочные ручки отныне — с микролифтами.
Даже внешне Octavia стала ближе к стилистике моделей VAG, а кузов теперь напоминает седан, хотя концепция осталась прежней: Octavia — это лифтбэк.
Интерьер прибавил в солидности: это касается и качества материалов, и тактильных ощущений во время пользования климат-контролем или магнитолой. Восьмидюймовый сенсорный дисплей с классной графикой умеет распознавать ваш палец еще до того, как он фактически коснулся экрана, и выводить навигационное меню с упреждением. А уж эргономика и вовсе сражает как удобством профиля сидений, так и диапазонами регулировок: достаточно сказать, что при росте 180 см, отодвинувшись в крайнее положение сидений, я перестал дотягиваться до педалей. Из придирок: подлокотник иногда мешает орудовать рычагом «механики», когда водитель сидит низко и близко к рулю. Задняя и первая передачи не всегда отличаются друг от друга «на ощупь», поэтому на парковке нередко вместо задней включаешь первую: возможно, это вопрос привычки. Наконец, на трех протестированных машинах навигация неизменно подглючивала: маршрут прокладывала верно, но в вербальных подсказках время от времени требовала вернуться в исходную точку.
От каждой детали новой Octavia веет крепко сбитым, солидным автомобилем, и едет машина соответственно. В особые плюсы я поставил ей прекрасное чувство руля и очень интуитивную настройку педали тормоза с некоторым акцентом на спортивность: после Octavia тормоза других машин кажутся несколько размякшими. Две версии машины рулятся немного по-разному: «независимая» Octavia не только охотно встает на дугу, но еще и помогает себе задней подвеской, тогда как машина со скручивающейся балкой быстрее уходит в недостаточную поворачиваемость. Но в докритических режимах разница почти незаметна, и оба автомобиля охотно ускоряются из поворотов благодаря системе стабилизации, которая имитирует блокировку дифференциала: даже на мощной 180-сильной версии (1.8 TSI) можно жать газ в середине поворота без особой опаски.
Младший двигатель 1.2 TSI (105 л.с.) на тест не приехал, и это досадно: учитывая конкурентоспособную цену, такая версия наверняка будет популярна. Зато 1.4 TSI (140 л.с.) блеснул — бычья тяга в широком диапазоне создают ощущение мотора этак в полтора раза большего объема, причем его возможности настолько велики, что иногда выходишь на обгон на шестой передаче — даже в таком режиме ускорения вполне ощутимые.
В некотором смысле мотор 1.8 TSI (180 л.с.) кажется даже избыточным: радикальной разницы со «средним братом» мы не заметили. Более взрывные ускорения порадуют холеричных водителей, но коль скоро Octavia адресована сангвиникам и флегматикам, большинству из них 140-сильного агрегата будет достаточно. Для гурманов есть еще 2-литровый дизель (143 л.с.), но цена стартует от 925 тысяч против 825 тысяч в случае с 1.4 TSI близкой мощности.
Новое поколение моторов ЕА211 отличается от прежних TSI конструктивно, например, головка блока цилиндров теперь отлита заодно с выпускным коллекторов, а система охлаждения — двухконтурная. По замыслу, это должно избавить турбомоторы от важного недостатка: длительного прогрева до рабочих температур в холодное время года. Skoda даже отказалась от установки электрофенов, которые, например, предлагаются для турбо-Yeti.
Шестиступенчатые коробки передач понравились удачным набором передаточных чисел: по большому счету, спокойный водитель вообще может щелкать их через одну передачу — вторая, четвертая, шестая. Но вот усилия на рычаге несколько смутили: такое ощущение, что нужно обкатать машину, и тогда рычагу полегчает. Зато четкость переключения на традиционно хорошем уровне, а за счет моментной характеристики менять передачи можно не так уж часто.
Коробка DSG с сухими сцеплениями имеет семь ступеней, которые Octavia незаметно перебирает в момент разгона, и в случае с мощным мотором DSG показалась предпочтительней «ручки» — напор становится совсем равномерным, предсказуемым. Есть небольшие паузы в момент старта с места и перед резкими ускорениями, но на них обращаешь внимание, пока хочешь это делать. Кстати, мы поставили в плюс новой машине и обновленный селектор: теперь режим S включается качанием рычага вбок, поэтому его сложнее включить случайно, как было прежде.
А уж задняя часть салона — и вовсе на недосягаемом для конкурентов уровне. Место на втором ряду и раньше было достаточно, теперь стало еще больше, плюс для задних пассажиров есть индивидуальные дефлекторы, плафоны, подогрев сидений и даже 220-вольтовая розетка. Подлокотник имеет регулируемые подстаканники, а мелочевку из багажника можно достать через проем для длинномеров в нише подлокотника.
Багажник мало того, что велик — 568 литров — имеет удобную форму, а за 2100 рублей оснащается набором сеточек, фиксирующих груз самых разных конфигураций. Эту опцию нужно сделать обязательной на всех машинах: очень просто и очень удобно. Под полом багажника — полноразмерная запаска, а сиденья складываются, правда, пол получается со ступенькой. И конечно, благодаря кузову лифтбэк Octavia щеголяет большим проемом: грузить крупногабариты удобнее, чем в иные универсалы.
Кстати, о хозяйственных людях заботится и передняя часть салона: здесь есть множество кармашков и боксиков, а еще — специальная емкость под передним сиденьем. Бардачок имеет регулировку охлаждения.
В общем, у конкурентов Octavia наступили тяжелые времена. Новая модель сохранила и усилила плюсы прошлой версии, которая и без того была вторым по популярности небюджетным гольф-классником России (данные за май 2013 года, АЕВ).
Цены изменились несильно. Да, 80-сильный атмосферник объемом 1.4 литра теперь недоступен, но если сравнивать версии с равными по мощности 1.6 MPI прошлой машины и 1.2 TSI нынешней, то цена даже снизилась на 20 тысяч рублей (при одинаковых комплектациях). Новая Octavia стоит на уровне или даже дешевле некоторых конкурентов — подробности в таблице. Учитывая, что машина стала солиднее, больше и технологичнее, тягаться с ней будет непросто.
Сборку машин наладили в Нижнем Новгороде, а в Калуге через два года начнется выпуск двигателей нового поколения EA211.
Фото автора