18+
понедельник, 27 марта
Авто

Леонид Ольшанский: ОСАГО легче отменить, чем починить

Минфин предложил страховщикам возможность делать скидки автомобилистам, обрадовались не все

  
43

Минфин подготовил проект изменений в постановление правительства о величине тарифов ОСАГО. Министерство предлагает считать нынешние базовые ставки максимальными — впервые за всю историю ОСАГО страховщики получают возможность давать своим клиентам скидки с полиса обязательного автострахования. Крупные страховщики предложение Минфина отвергают категорически. Они отмечают, что ожидается волна банкротств на рынке ОСАГО, а с введением максимальной границы по тарифу появится возможность у компаний-однодневок строить страховые пирамиды. Кто прав, Минфин или страховщики, рассуждает адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

«СП»: — Леонид Дмитриевич, почему Минфин вынес такое предложение?

— Проект изменений в закон об ОСАГО, подготовлен Минфином по двум причинам. Первая банальная: кризис. Вторая более серьезная. Законопроект об ОСАГО, перед тем, как был принят в Госдуме, буксовал десять лет. Мы критиковали его, делали все, чтобы он не был принят. Потому что законопроект, а теперь уже закон об ОСАГО, является антиконституционным. Он посягает на главное завоевание конституций всех цивилизованных стран мира — на презумпцию невиновности. Презумпция выражается в том, что изначально считается, что все граждане живут и работают как честные, порядочные люди. Пока не доказано обратное, что Иванов вор, а Сидоров — нарушитель ДТП.

Закон же об ОСАГО исходит из презумпции виновности — из того, что каждый водитель при удобном случае обязательно нарушит правила дорожного движения. И в результате либо ударит другую машину, либо собьет пешехода. Поэтому он должен заплатить за ущерб впрок. Это равнозначно тому, чтобы отсидеть года три в тюрьме, на случай, если кого-то ударишь или обокрадешь.

Потом, закон об ОСАГО подвергается постоянным нападкам в судах. Граждане жалуются, что страховые компании под благовидными предлогами или вообще отказывают в выплатах, либо платят ровно половину суммы ущерба. Поэтому под закон ставят разные гнилые подпорки.

«СП»: — Нынешнее предложение Минфина — гнилая подпорка?

— Не только это предложение. Вот с 1 марта вступил в действие так называемый европейский протокол, который предусматривает упрощенную процедуру оформления ДТП. Но страховые компании опять нас обманули, они говорят: вы плохо поняли, это протокол доступен только тем автовладельцам, кто заключит договор ОСАГО с 1 марта. Значит, нас ждут новые суды.

«СП»: — Подпорка, надо понимать — это полумера. А каким может быть кардинальное решение вопроса?

— Я за то, чтобы полностью ликвидировать закон об ОСАГО. Вырвать, так сказать, сорняк из правового поля. Но если ящерицу нельзя убить, нужно забрать ее хвост или лапу, которую она оставила в капкане. Поэтому если Минфин дает такую возможность, ее нужно использовать.

«СП»: — То есть предложение Минфина — хорошее?

— Предлагается очертить максимальный уровень тарифов. Это же хорошо — страховые компании будут меньше брать с автомобилистов. Если сейчас будет дешевле масло, хлеб, автомобили — разве это плохо, особенно в условиях кризиса?! Я считаю, нужно пойти еще дальше, что нужно дать льготы по ОСАГО инвалидам, ветеранам, военнослужащим, многодетным. И сделать это нужно за счет страховых компаний.

«СП»: — Но страховщики и без того плачутся, дескать, работают в убыток?

— Давайте прикинем, сколько наживают страховые компании. 35 миллионов только частных машин в России умножим на 200 долларов — среднюю стоимость страхового полиса. Получится, наживают страховщики 7 миллиардов долларов в год. А отдают по страховым выплатам значительно меньше.

«СП»: — Страховщики уверяют, что в результате игры Минфина на понижение тарифов нас ожидает волну банкротств страховых компаний, которые будут привлекать клиентов дешевыми полисами, и окажутся не в состоянии платить по ним?

— Банкротства — это тоже хорошо: не умеешь работать — уходи.

«СП»: — Но если при этом пострадают люди, которые накупили полисы страхования в этих компаниях?

— Страховщики и сегодня могут обанкротиться. Получается парадокс: если бы сегодня разрешили задирать тарифы на ОСАГО, нам бы сказали то же самое — мол, никто дорогие полисы не берет, страховщики обанкротятся. Минфин дает страховым компаниям работать поскромнее. Не хочешь — не уменьшай тариф, а при желании можешь опускать цену. В условиях кризиса я не вижу в этом ничего плохого.


Почему Минфин предлагает снижать ставки по ОСАГО

По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), страховщики при участии в госконкурсах на поставки ОСАГО предлагают заказчикам тарифные ставки ниже, чем в конкурсной документации. Также компании выдают своим страхователям компенсации части страхового платежа в размере 5−25% от стоимости полиса. Значит, страховые организации имеют возможность снижать размер страховых тарифов, делает вывод Минфин.

Базовый тариф ОСАГО для физлица — владельца легкового автомобиля составляет 1980 руб., для юрлица — 2375 руб. На цену полиса влияет ряд территориальных коэффициентов, коэффициенты мощности автомобиля, количество водителей, допущенных за руль, и длительность действия страховки. Никаких других скидок страховщик клиенту предложить не может.

По мнению Минфина, установив максимально предельные уровни страховых тарифов, страховщики самостоятельно смогут снижать страховую премию по виду, исходя из финансового положения компании. Иными словами, компании смогут давать клиентам дополнительные скидки.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня