Авто

Платежный тупик

Все больше россиян не в состоянии оплачивать автокредиты

  
4390

Почти вдвое увеличилась за последний год сумма просрочки по автомобильным кредитам, поступившая в работу коллекторам, сообщило «Секвойя кредит консолидейшн». Сегодня только по автокредитам агентства пытаются выбить 25,6 миллиарда рублей задолженности. Средний размер просроченного займа составляет 550 тысяч рублей. Обращает на себя внимание тот факт, что общая просрочка за год увеличилась более чем на треть. Аналитики говорят, что до конца к январю автолюбители задержат возврат кредитов на сумму 54 млрд рублей, а к концу 2014 года — до 80 млрд.

Больше всего просроченных автозаймов числится на счету жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской областей, а также Татарстана и Краснодарского края.

Отчасти виной нарастающего долгового груза стала перекредитованность населения. В этом году на заемные деньги было куплено более 50% автомобилей, хотя еще год назад этот показатель не превышал 40%. Да и общий уровень ставок по кредиту — в среднем 15−16% годовых — усиливает долговой гнет.

Эксперты отмечают, что за год средневзвешенная цена нового автомобиля повысилась с 840 до 870 тысяч рублей. Однако просрочка в основном растет в эконом-сегменте, заполненном отечественными авто. Как правило, их владельцы — это люди с нестабильным уровнем дохода или те, кто получают большую часть зарплаты «в конверте», надеясь, что за время выплаты кредита (в среднем 3−5 лет) их заработок не снизится и за желанный автомобиль удастся заплатить в полном объеме. Однако зачастую они теряют работу или попадают в трудную финансовую ситуацию. Как итог — просрочка по кредиту.

— Действительно в номинальном выражении просрочка по кредитам в этом году значительно выросла. В то же время автомобильные займы не выбиваются из общей тенденции, — отмечает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова. — Если в 2008 году резкий рост просрочки был связан в основном с быстрым ухудшением общей ситуации в экономике, то сегодня это не столько влияние негативных глобальных макроэкономических факторов, сколько неправильное планирование своих доходов заемщиками. Сформировался целый слой людей, рассчитывавший на быстрый рост своих доходов и набравший большое количество кредитов в разных банках. Однако унылая макроэкономическая динамика не оправдала их ожиданий. Такой круг клиентов, сильно закредитованных, уже определен и в нашем банке.

При нынешних темпах роста просрочки массовые дефолты уже неизбежны, отмечает руководитель направления денежно-кредитной политики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег Солнцев. Сегодня текущие платежи по займам превышают 23% дохода всего населения. Это значит, что у самих заемщиков ссудные ежемесячные платежи немного превысили 50% их дохода. Это заведомо неподъемное бремя, банки это видят, но продолжают раздавать долги. В чем их расчет? Этого не понять, ведь нельзя заработать на долгах, которые заведомо не будут возвращать. Если только не обращать массово взыскание на их собственность.

Поэтому странно видеть, что наши кредитные организации продолжают планировать существенное расширение объема кредитования. В связи с отчетливыми негативными процессами в промышленности, которые хорошо известны банковским аналитикам, ясно видно, что платежеспособность населения будет сокращаться. Сегодня можно смело говорить, что наш рынок кредитования нестабилен.

Сами банки считают безопасным уровень платежей в размере 30% от дохода домохозяйства — иначе заемщик начинает активно искать способы скинуть с себя непосильное ярмо. Во всяком случае, в той же Восточной Европе за счет других условий кредитования (меньшие в несколько раз проценты и более длительные сроки займов) средний ежемесячный платеж составляет в 2−3 раза меньшую долю от дохода заемщика. Именно этот фактор и обеспечивает длительную стабильность зарубежных рынков кредитования в странах со сходным российскому уровнем экономического развития.

— Сегодняшнее поколение молодых россиян не мыслит себя без потребительского бума. На улице блестят накупленные в кредит иномарки, создавая ощущение комфорта и удавшейся жизни. Но какой в этом буме смысл? — задается вопросом профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Сергей Кара-Мурза. — Только такой, что попавшие в это общество потребления люди, а в Москве их может быть до половины населения, довольны. И это основа поддержки власти, которая с 2000 года раскрыла наш рынок, задавила свое производство, выстроила экономику под резкий рост потребления западной и китайской продукции на взятые взаймы у Запада же деньги. Ведь наши банки сами берут деньги для раздачи под дикие проценты населению в иностранных структурах. В итоге в России выстроена модель экономики, чрезмерно зависимая не только от экспорта сырья, но и от кредитов, в основном зарубежных.

А кредиты имеют одно нехорошее свойство — их надо отдавать. Как раз с этим сейчас возникают проблемы. В этой связи можно вспомнить печальный опыт Греции. Наследники Эллады в свое время тоже купились на доступность кредитов, тоже охотно приобретали в долг машины, но экономика страны внезапно рухнула. И тут выяснилось, что населению отдавать кредиты нечем. Вместо бума потребления наступил бум разорения.

Фото: Илья Питалев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня