МВД России выложило на официальном сайте ГИБДД проект новой Методики проведения квалификационных экзаменов на получение автомобильных прав. Новые правила разработаны Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД и их предлагается ввести в действие с 1 ноября текущего года.
Что нового
Согласно проекту, экзамены будут состоять из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов вождения.
К четырем категориям А, В, С и D добавится еще три: BE, CE, DE, на которые можно сдать, уже имея категории В, С и D.
Для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий у кандидатов в водители принимаются следующие экзамены:
на категорию А — теоретический экзамен и первый этап практического экзамена;
на категории В, С, D — теоретический экзамен, первый и второй этапы практического экзамена;
на категории BE, CE, DE — первый и второй этапы практического экзамена;
на категории «трамвай», «троллейбус» — теоретический экзамен.
Категории BE и СЕ следует будет получить водителям, которые намереваются водить автосоставы, тягачом у которых будет транспортное средство соответствующее категории В или С.
А DE - на сочлененном автобусе или автобусе с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.
Теоретический экзамен, как и раньше, будет проводиться методом программированного контроля знаний с использованием компьютера.
Первый этап практики будущий водитель должен будет сдать на автоматизированном автодроме, а уже второй — в условиях реального дорожного движения.
Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка — «СДАЛ», отрицательная «НЕ СДАЛ».
Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену допускаться не будут. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней.
Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене .
В случае, если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
Теория
Каждый билет теоретического экзамена, как и прежде, будет содержать 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный. Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый.
Будет сокращенно время, предоставляемое кандидату для ответа на билет — с 40 минут до 20. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
Для исключения ошибок, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен будет продублировать выбранный им вариант ответа повторным нажатием соответствующей клавиши.
Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в отведенное время ответил правильно на 20 вопросов билета.
«НЕ СДАЛ» — если он в отведенное время ответил правильно менее чем на 18 вопросов билета или допустил две ошибки в одном тематическом блоке, или в отведенное время не ответил на два вопроса в одном тематическом блоке.
В случае, если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил одну ошибку или в отведенное время не ответил на один вопрос, ему предоставляется возможность в течение 5 минут ответить на вопросы одного дополнительного тематического блока. Дополнительный тематический блок выбирается из той же группы, что и тематический блок, при ответе на вопросы которого кандидатом в водители допущена ошибка или не дан ответ.
Если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 5 вопросов дополнительного тематического блока, выставляется оценка «СДАЛ».
Практика
При проведении практического экзамена, у кандидата проверяются соответствующие умения и навыки:
пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида, ремнями безопасности;
маневрирования ТС в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
построения оптимальной траектории маневра ТС;
оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
переключения передач ТС (кроме ТС с автоматической трансмиссией);
остановки ТС в обозначенном месте;
остановки ТС и начала движения на подъеме;
постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
въезда ТС в бокс задним ходом;
проезда ТС пешеходного перехода, регулируемого перекрестка и нерегулируемого железнодорожного переезда;
экстренного торможения ТС;
управления мотоциклом одной рукой;
движения мотоцикла по колейной доске;
управления мотоциклом на малой скорости;
прямолинейного движения автопоезда задним ходом;
постановки автопоезда задним бортом к платформе.
Для каждого испытательного упражнения, а также комплекса испытательных упражнений в целом, определен перечень ошибок, в соответствии с которым за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляется предусмотренное контрольными таблицами количество штрафных баллов.
Оценка «СДАЛ» за экзамен выставляется, если кандидат в водители выполнил в установленное время все испытательные упражнения, предусмотренные комплексом, набрав при этом менее 25 штрафных баллов.
«НЕ СДАЛ» — если кандидат в водители:
набрал 25 и более штрафных баллов;
не выполнил хотя бы одно из испытательных упражнений, предусмотренных комплексом;
совершил столкновение с другим ТС или наезд на препятствие.
При сдаче второго практического экзамена, итоговая оценка устанавливается с учетом ошибок, допущенных кандидатом в водители при движении по маршруту. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные кандидатом в водители во время экзамена составила менее 5. «НЕ СДАЛ» — когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.
Цены возрастут
Естественно, любителей трудностей среди кандидатов в водители, не так много. Поэтому, считают эксперты, желающим получить права в обход экзаменов или по «льготной схеме» и через «заднее крыльцо» — прибавится. Соответственно, возрастут и расценки. На сколько — говорить рано. Пока же в Москве на черном рынке права «стоят» в пределах от 500 до 800 долларов США.