Авто

Toyota Prius: хранитель энергии

Плюсы и минусы популярной модели

  
3027

Клуб, секта или ложа? Сложнее всего понять, какую особую общность образуют в совокупности немногочисленные обладатели этого автомобиля. Скорее всего, это приверженцы новой экологической веры третьего тысячелетия — веры в то, что быстрое и комфортное передвижение на авто может стать практически необременительным — как для природы-матушки, так и для кармана счастливого обладателя «зеленого» автомобиля.

На сохранение и приумножение этой веры работают и солнечные панели на крыше, и сверхнизкий коэффициент лобового сопротивления, и особо — космический интерьер и экстерьер очередного автомобиля будущего. А вот знаменитый комбинированный привод самого народного в мире гибрида, скорее всего, потакает страстям, но не высоким идеям природосохранения и экономии — в последней версии Prius объем бензинового двс вырос с 1,5 до 1,8 л, став неприлично, до 136 л.с. в гибридной совокупности, мощным. И хотя трогается Prius почти всегда как трамвай, на электротяге, очень плавно и бесшумно, но уже через минуту включается бензомотор, наполняя салон весьма и весьма не экологичным, я бы даже сказал, грубым шумом. В эту самую секунду запредельно неземное очарование японского гибрида рушится, и ты понимаешь, что до светлого экологического завтра еще очень и очень далеко.

Далее — по нисходящей. Заявленный в рекламных буклетах расход в 3,9 л на 100 км мне не удалось достичь ни в одном из многочисленных заездов. Надо пояснить, что всякий раз после того, как вы гасите свет и мотор кнопкой, на симпатичном экране бортового компьютера появляется подробный финансовый отчет о проделанной работе, даже если вы всего лишь забрались в машину погреться: пробег с момента последнего старта, расход бензина и затраты в евро. В общем, создатели Prius приучают нас считать каждый чих, выражаясь по-русски, — в евро. Так вот, лучший мой результат расхода составил 4,4 л на 100 км, и это при том, что ехал я самым что ни на есть тишайшим, смиренным, скромнейшим образом, на светофорах не газовал, резко не тормозил, всячески блюдя рекуперацию, плавность хода и движение по инерции — главные составляющие экономичного экологического вождения. В общем, изо всех сил мечтал поставить рекорд, но лучше обозначенной выше цифры не получилось. А стоило чуть притопить, чуть уступить настойчивым сигналам наиболее настырных собратьев по дорожному движению и — конец всем рекордам, заветная цифра моментально подскакивала до 6−7 литров. Правда, дело было зимой, но в оттепель, до плюс четырех, но — с климат-контролем, малодушно установленным на плюс 22 градуса.

А под конец Prius и вовсе меня озадачил, на пробег в 220 км показал почти пол-бака расхода горючего при заявленном общем объеме в 45 л. Это что же получается, под 10 л на 100 км выходит? А как же данные электроники? Поверить в такое светопреставление я так и не посмел, что-то здесь явно не так — то ли с датчиками, то ли с бензином.

Так что хитроумное сочетание работы бензинового и электродвигателей пока что не дает столь ожидаемого эффекта. Отчасти оттого, что массивные батареи, которые спрятались за сиденьями второго ряда, значительно увеличивают массу Prius — до полутора тонн в снаряженном состоянии по заявленным техническим характеристикам. И с первых минут движения ты чувствуешь, что автомобиль очень тяжелый, да и подвеска жестковата, подробно ощупывает каждую кочку на дороге и поневоле едешь не спеша, осторожно… экономно.

Еще более успешно на цели экономной езды работает космический дизайн Prius. Обзор вперед развивает экстрасенсорные наклонности к ясновидению, поскольку по-простецки увидеть то, что у вас перед капотом, при всем желании не получится, как ни вытягивай шею и не поднимай сиденье. Поневоле увеличиваешь расстояние до впереди идущего авто, чтобы иметь возможность видеть дорогу под колесами. А это — что? Правильно — безопасность движения и опять-таки столь любезная клану экономистов-экологистов плавность хода, отсутствие рывков, страстей и прочих непроизводительных потерь энергии.

С обзором в зеркало заднего вида поступили еще более радикально. Стекло заднего вида ровно посередине перекрывает здоровенная перекладина, эдакая оконная авторама, надежно закрывающая приличный сектор обзора от нескромного взгляда не в меру любопытного водителя. Да так, что на трассе идущие на удалении в сотню-другую метров позади авто точно накрывает чудо-шапкой-невидимкой. Не подумайте, что все вышесказанное — некая попытка критики, я же начал свой рассказ с ясного указания на то, что народный гибрид Prius на самом деле рассчитан на особый народ, возможно, даже образующий некую тайную, до поры до времени неизвестную широкой общественности организацию спасителей природы от рода человеческого — Хранителей энергии.

И все же ничто человеческое Prius не чуждо. Заимев бензомотор объемом в 1,8 л, при необходимости и в совокупности с электромотором Prius развивает просто-таки бешеный — по контрасту со своим обычным пресно-елейным поведением — разгон в 10,4 с до 100 км/ч. Особенно хорош он на узких двухполосных подмосковных шоссе, что следуют вдоль и поперек отечественным автобанам, «лишний» вес батарей оказывается здесь очень кстати, надежно прижимая машину к дорожному полотну, шустрый мотор позволяет выполнять стремительные обгоны, а прекрасная аэродинамика избавляет даже от обычного в таких случаях надоедливого шума ветра. Ему бы еще дорожный просвет побольше, да передний свес покруче — но тогда по всему своему виду и повадкам это был, конечно же, не пришелец из космоса, пророчествующий о наступлении экологического рая, а обычный земной, пусть и экономичный по расходу топлива автомобиль.

Увы — обыденность разрушает легенды, а критически настроенный ум слишком быстро калькулирует явно завышенную для этого как бы гольф-класса цену в полтора миллиона рублей (в люксовой комплектации). Вывод прост — даже если предположить, что Prius в суровых российских условиях на самом деле так экономичен, как нам обещают, то для того, чтобы «отбить» на бензине явно лишние для этой модели 400−500 тысяч рублей, вам придется проехать на этой машине минимум полмиллиона километров. С учетом стремительно нарастающих после 150−200 тыс. км накладных расходов реальное решение такой задачки на «экономию» плавно перемещается в бесконечность.

Так что навряд ли у вас получиться реально сэкономить на Prius, но вот приобщиться к таинственному братству спасителей планеты — обязательно, даже не сомневайтесь. А что до скучных физических законов сохранения энергии — не мучайтесь. Классическая физика истины, выраженной в математических формулах, явно осталась в скучном, как закон Ома, двадцатом веке, далеко позади наступившей эпохи трендов и брендов, а также сказочного всепобеждающего маркетинга.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня