18+
понедельник, 27 марта
Авто

Юрий Лужков придумал русский Hummer

Мифический автомобиль, по заверениям мэра, поможет спасти столичный автогигант «ЗиЛ»

  
326

Московский автозавод «ЗиЛ» в кризисные времена не будет остановлен. Более того, здесь начнется выпуск нового внедорожника. Об этом заявил мэр Москвы Юрий Лужков в эфире телеканала ТВЦ.

«Завод „ЗиЛ“, принадлежащий правительству города, в последние годы получил ряд мер поддержки… Мы помогаем „ЗиЛу“, мы не допустим остановки производства и снижения его потенциала», — заявил Лужков.

Столичный мэр пообещал, что на заводе не только продолжат выпускать «Бычки» и другие грузовые машины: по его словам, правительство Москвы договорилось с Министерством обороны, что за счет средств города на «ЗиЛе» будет разработан новый тип автомобиля".

«Он будет покупаться Минобороны и в упрощенной модификации — гражданскими, — пояснил мэр. — Автомобиль чем-то будет похож на „Хаммер“, мы будем делать свой автомобиль соответствующий последним достижениям техники».

Сейчас у предприятия «ЗиЛ» минимальные возможности для такого производства, и без серьезной поддержки со стороны государства в этом ему не обойтись, считает директор инновационной фирмы «НАМИ-СЕРВИС» Сергей Борисович Шухман:

— Сложно судить — будет ли сделан заказ «ЗиЛу» от Минобороны, будет ли работать этот завод и т. п. Состояние этого завода и так понятно всем. Корпусов и оборудования там достаточно Но не ясно, где «ЗиЛ» возьмет рабочих, специалистов достаточной квалификации, если он все-таки получит такой заказ от Минобороны. Там осталось около 20% специалистов, способных работать на развитие. Автомобиль типа «Хаммера» сейчас делает «ГАЗ» — это «Тигр». Есть ли смысл пытаться сделать еще нечто подобное? Но если будет поставлена такая задача, то, думаю, сделают. Делали всегда — покупали готовые заводы, как на «ГАЗе» или на «ВАЗе» в свое время. Или тот же «ЗиЛ» — тоже не с нуля начинался. Мы и ядерную промышленность свою создали, когда государство сказало «надо». Дают деньги, готовится специалисты, налаживается производства. А если просто так продекларировать, но под это ничего конкретного не подложить, то слова так и повиснут в воздухе.

Даже если этот проект стронется с места, то далеко «русский Хаммер» все равно не уедет, считает исполнительный директор Ассоциации автомобильных инженеров, кандидат технических наук Александр Павлович Гусаров.

«СП»: — Александр Павлович, насколько реалистичен план мэра Москвы Юрия Лужкова по производству на производственной базе «ЗиЛа» военного внедорожника такого уровня как «Хаммер»?

— Наверное, Юрий Михайлович Лужков все-таки не самый крупный специалист в автомобильном маркетинге. И мне трудно вот сходу сказать, насколько обоснованы его надежды на успех в отношении «русского Хаммера».

«СП»: — Но сам по себе такой автомобиль будет востребован?

— Почему бы нет, он будет востребован, вопрос только в том, в каком количестве. И дело не только в том, что нечто подобное производят на «ГАЗе» — их внедорожник «Тигр» все-таки не совсем соответствует тому, что представляет собой «Хаммер». Классический вариант «Хаммера» использует армия США, на его гражданской вариации раскатывают пижоны. Судя по всему, у нас тоже намерены делать две разновидности — автомобиль для военных, способный ездить по бездорожью, и «паркетник» для богатой молодежи или для генералитета.

«СП»: — А почему все кивают на «Хаммер»? Это идеальная машина для бездорожья?

— Ничего подобного, я сам видел как «Хаммер» успешно садится на брюхо, съехав с асфальта, становится совершенно беспомощным. И во время конфликта в Грузии «Хаммеры» показали, что они не годятся для использования их в современной военной ситуации. Поэтому американцы намерены переделывать «Хаммер».

"СП": — Не получится так, что мы снова изобретем устаревший велосипед?

— Каким бы ни получился «русский Хаммер» на «ЗиЛе», думаю вряд ли его производство будет достаточно мощным, чтобы вытащить завод из экономической ямы. Даже если исходить из того, что это будет великолепный автомобиль, который будет отвечать и требованиям военных, и будет востребован среди гражданского населения. Он не сделает «кассу» такому гиганту как «ЗиЛ».

"СП": — А производственная база, конструкторский потенциал сохранились на ЗиЛе?

— На мой взгляд, они сильно разрушены. Зиловцам будет чрезвычайно тяжело разработать и наладить производство нового автомобиля. Не хочу быть категоричным, чтобы судить — возможно ли это в принципе в настоящее время.

«СП»: — Учитывая реальное состояние наших дорог, их реальную протяженность, можно с уверенностью сказать, что автомобили-внедорожники пользовались и еще долго будут пользоваться высоким спросом на основной части территории России. Почему же на лучших образцах этого вида ездят, в основном, по автомагистралям столицы?

— Совершенно верно. К сожалению, владельцы автозаводов не совсем правильно оценивают рынок. Например, на «УАЗе» есть полноприводные модели с кузовом, которые очень востребованы в российской глубинке. Но, к сожалению, с трудом находят дорогу на конвейер. Маркетологи недооценивают уровень спроса. Ведь довольно хорошие показатели по продаже того же уазовского «Патриота» тоже о многом говорят — на внедорожники — даже отечественные — довольно высокий спрос.

«СП»: — И это при том, что у них, будет откровенны, цена далеко не соответствует качеству. Эту диспропорцию никак нельзя устранить?

— Согласен, есть проблема в соотношении цены и качества. Но не стоит забывать, что «УАЗ» делает совсем не большую часть работы по автомобилю. Он ставит на него устаревший двигатель. Ставит устаревшую коробку передач, которую, кстати, производит для него завод-смежник. Ведь на самом деле не конструкция плоха — плохое качество компонентов, комплектующих деталей.

«СП»: — Извините, эти проблемы должны идти в нагрузку покупателю?

— Конечно же, нет. Но «УАЗ», «АвтоВАЗ», да и остальные российские автозаводы уже выжали максимальное снижение цены из соотношения цена качество, которое он может себе позволить. Больше резервов почти нет, работают на пределе.

«СП»: — Может и мэр Москвы решил использовать последний резерв: Юрий Михайлович, как говорится, в последнем броске пытается спасти московский «ЗИЛ», пробивая для него заказ от военных — пусть даже крошечный? Подтянет это дело под оборонный заказ, глядишь, и спасет производство на «ЗиЛе» в целом?

— Такая логика была бы понятна, если бы этот автомобиль был бы так необходим армии, что военные покупали бы его тысячами, десятками тысяч. Но армия возьмет десятки штук. И это не поправит экономику «ЗиЛа».


Кстати

В настоящее время на «ЗиЛе» выпускаются грузовики, спецтехника (пожарные машины, эвакуаторы, мусоровозы и краны), а также фургоны и автобусы. Кроме того, ранее планировалось начать на предприятии сборку китайских грузовых автомобилей и первого российского серийного суперкара Marussia, который был впервые официально представлен в конце прошлого года.


Тем временем

General Motors остановил производство модели Hummer H2 на неопределенный срок. Как сообщил журналистам представитель компании AM General, осуществляющей сборку внедорожника, конвейер на заводе в городе Мишауака (штат Индиана) остановлен как минимум на 20 недель. Однако после этого этот план был скорректирован рыночной ситуацией — около 250 человек, занятых на производстве H2, переведены на другую работу — сборку военной модификации HMMWV для вооруженных сил США. Благодаря госзаказу это направление пострадало от кризиса меньше, чем производство гражданских автомобилей.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня