Авто

Освобождение Москвы от литовских машин

Премьер республики задумал акцию, побочным эффектом которой станет массовое снятие автомобилей с регистрации

  
11095

У литовского премьера Альгирдаса Буткявичюса — благое для москвичей намерение. На первый взгляд, оно не имеет отношения к нашей столице. Он задумал наскрести денег на компенсацию урезанных в период кризиса пенсий, и предложил законопроект, поднимающий акцизы на алкоголь и вводящий новый налог — на абсолютно все автомобили страны. Если вторая акция удастся, это может привести к неожиданному побочному эффекту, приятному для москвичей. Машины с литовскими номерами — те, за рулем которых не туристы и гости столицы, а лихачи, заполонившие улицы Москвы, могут исчезнуть. Их реальные владельцы, живущие в Литве, не захотят платить налог и станут снимать автомобили с учета. Так считают эксперты.

Об этой проблеме — обилии автомобилей с литовскими номерами в Москве — пишут давно. Причина феномена проста. Загляните в интернет, и вы увидите массу предложений о продаже машин с литовскими номерами по бросовым (по сравнению с российскими) ценам. Вот, например, четырехлитровый седан Ауди А8 1997 года с литовскими номерами продан в Москве за 165 тысяч рублей. Находим автомобиль той же модели 1997 года с российскими номерами. 250 тысяч рублей. Вот «Мерседес» e320 1997 года с литовскими номерами за 162 тысячи рублей. Вот БМВ 728i 1997 года за 165 тысяч рублей.

Почему такие цены? Потому что без растаможки — они же с литовскими номерами, как бы и не проданы и как бы и не переехали в Россию. В объявлениях так и указано — с литовскими номерами в России ездить можно. И предлагается соответствующий пакет, так сказать, документальное обеспечение низкой цены. Временный ввоз оформляется на заказчика. Машина остается на учете в Литве, там у нее реальный хозяин. Раз в три месяца, а можно и реже, если мудро общаться с чиновниками, надо продлевать временный ввоз. Стоит это недорого. За 3−3,5 тысячи рублей вам все оформят. Можно и дешевле, если будешь сам носиться с документами и знаешь ходы-выходы. Зато больше никаких налогов и штрафов — таких госномеров в российской базе данных нет. Машиной заказчик управляет по доверенности. Хозяин где-то в Литве. Говорят, есть в Москве бомбилы и на машинах с эстонскими, латвийскими и чешскими номерами, но их видишь реже, чем с литовскими. Правительство России намерено найти способы борьбы с таким явлением, однако пока разрешено то, что не запрещено.

Другая сторона медали — московским автовладельцам крайне трудно разобраться с нарушителем в случае аварии, если у того машина с иностранными номерами, да еще если он иностранец. Это с российского лихача можно востребовать ущерб через суд. Выяснилось, что машинами с литовскими номерами часто пользуются не россияне, а «бомбилы"-гастарбайтеры из стран СНГ и даже из дальнего зарубежья.

Стремление гаишников навести порядок, проконтролировать этот странно-легальный поток машин с иностранными номерами наталкивается на юридические препятствия. А действительно: с какой стати останавливать и подвергать проверке? С чего вдруг? Что нарушено? Какой закон позволяет цепляться к литовскому номеру? В Москве много добросовестных автомобилистов из Литвы. Приехали в командировку. Временно работают. Просто туристы.

Так что вопрос непростой, однако решить проблему поможет инициатива литовского премьера. На учете предприятия «Regitra» — так в Литве называется фирма, ведущая регистрацию машин, — стоит 1,829 млн автомобилей. Колоссальное число, если учесть, что в республике всего лишь 3 миллиона жителей. Пишут, будто около 700 тысяч машин не прошли техосмотр. Часть таких автомобилей, вероятно, просто брошены в садах, гаражах, на стоянках. Но видно, немало как раз и колесит по дорогам России.

Президент Литовской ассоциации водителей Саугирдас Пукальскас считает: количество транспортных средств в республике следует регулировать, так как их слишком много. Почти столько же, сколько в странах — лидерах по числу машин в Европе. Так, у абсолютного лидера — в Люксембурге - на 1000 жителей — больше 610 автомобилей. Посчитайте, и окажется, что и в Литве близкий показатель. Правда, в Люксембурге основном новенькие машины, а в Литве много старых развалюх, пригнанных как раз из развитых стран ЕС. И вот часть этого хлама, как можно понять, колесит в Москве.

Однако Саугирдас Пукальскас с сомнением относится к будущему налогу, так как, по его словам, эти деньги должны идти не на компенсацию пенсий, а на решение экологических проблем и повышение безопасности движения. В Литве — позитивная динамика снижения смертности на дорогах, но пока смертность высока. Тут республика тоже один из лидеров в Европе — 100 смертей на 1 миллион жителей. В России этот показатель еще хуже — примерно вдвое, но у нас в Москве и без зарубежных развалюх хватает своего автомобильного хлама и лихачей.

Станут ли снимать машины с учета в Литве, если Сейм введет налог? Специалист по связям с общественностью предприятия «Regitrа» Лаймуте Ужупе сообщила журналистам, что в 2007 году, когда еще только возникла такая дискуссия, закончившаяся ничем, с учета было снято более 137 тысяч автомобилей — чуть ли не в пять раз больше, чем в 2006-м. Оказывается, есть случаи, когда за одним владельцем числятся… несколько десятков машин. Приличный бизнес. Таким людям будет особенно трудно тянуть новый налоговый груз.

В законопроекте сумма налога увязана с объемом двигателя, а не с годом выпуска или качеством машины. Освобождаются только электромобили. За новый лимузин или ржавую развалюху придется платить одинаково. Министр финансов Литвы Римантас Шаджюс сообщил: машины с двигателем объемом до 1,5 литра будут облагаться годовым налогом в 90 литов (1 лит = 14 рублей), 1,5−2 литра - 170 литов. Чем объемнее движок — тем выше налог. За автомобиль с двигателем 2−2,5 литра он составит 240 литов, до 3 литров - 310 литов, до 3,5 литра - 380 литов, до 4 литров - 450 литов, до 5 литров - 520 литов, более 5 литров - 590 литов. Вроде не так уж и много. Но если у закулисного торговца автомобилями на учете десятки машин, то придется брать калькулятор и сопоставлять выгоду и потери. Бум 2007 года подсказывает, что будет происходить.

Кстати, если закон примут, то придется платить и мотоциклистам. При объеме двигателя 0,5 литра налог составит 70 литов, 0,5−1 литра — 130 литов, 1−1,5 литра - 190 литов, больше 1,5 л — 250 литов.

Но вот уберечь владельцев литовских машин от этого налога могут… выборы — президентские и в Европарламент, которые пройдут 11 мая и 25 мая соответственно. Именно кандидаты сейчас активно выступают против налога. Президент Даля Грибаускайте, которая идет на новый срок, раскритиковала идею. В правящей коалиции споры. Еще бы: Литва — автомобильная страна, вводить такой налог — лишиться симпатий избирателей. Альгирдас Буткявичюс и так премьер, от президентских выборов отказался, ему бы свести концы с концами. Но если не удастся продавить новый налог, то автовладельцы в Литве и их партнеры-гастарбайтеры вздохнут с облегчением, а вот Москва — с огорчением.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня