18+
четверг, 25 мая
Авто

Сергей Асланян: «Кенгурятником» по здравому смыслу!

Если так дело пойдет и дальше, законодатели обяжут водителей оплачивать даже нанотехнологии Чубайса

  
99

Как всегда, широко не афишируется, кто разработал документ «О безопасности колесных транспортных средств», который в ближайшее время предстоит рассмотреть и утвердить российскому правительству. Но известно, что в новом техрегламенте семнадцать обязательных требований к безопасности, одно из которых направлено на сохранение экологии, а остальные призваны защитить жизнь и здоровье всех участников дорожного движения, а также их имущественные интересы.

Однако, несмотря на столь внушительную аннотацию, этот техрегламент не нужен в принципе, считает автоэксперт Сергей Асланян.

«СП»: — Сергей, правый руль в России снова под угрозой запрета. Это будет серьезный удар по жизненным интересам большой части жителей Дальнего Востока?

— Это будет удар сокрушительной силы. Дело в том, что правого руля в нашей стране вообще быть не должно. Это старая проблема, которую надо было решать в самом начале ее появления. В нашей стране полагается ездить на машине, у которой руль слева. И это абсолютно правильное решение, но на 100% несвоевременное, ничего более неуместного в период экономического кризиса нельзя было придумать, настолько это социально опасное решение. Надо было вводить этот запрет лет десять назад, тогда сейчас мы бы с этой проблемой не столкнулись.

«СП»: — Но когда-то и как-то эту проблему решить все-таки придется?

— Во многих странах мира существует такая практика, что при очень развитом автомобильном рынке по улицам ездят машины с «неправильным рулем». Например, в той же Японии считается особым шиком ездить на леворульном автомобиле. И никто не возбраняет, если в общем машина отвечает техническим требованиям — номера на нее получил и поехал. И в Америке автомобили с правым рулем не считаются из ряда вон выходящим явлением. И в супербогатых Эмиратах машины с правым рулем бегают по улицам. Это в порядке вещей. А мы, как всегда, стремимся перегнуть палку. Хотя, если большинство ездит на левом руле, вкрапление правого не играет никакой роли.

«СП»: — Это Дальний Восток — «вкрапление»?

— Сейчас это явление у нас стало массовым. Чуть ли не половина страны, все Зауралье ездит по правилам левого руля на машинах с правым рулем. Это уже абсурд. Особенно это было абсурдно, когда с правым рулем у нас ездили автобусы и маршрутные такси. Но потом там навели порядок. И в частном секторе наведут. Но здесь не может быть конкретной даты.

«СП»: — Возможно, в более благоприятное время будет уместно стимулировать «пересадку» водителей с правого сиденья на левое, выплачивая компенсацию?

— Вполне возможно. По крайней мере, это будет и полезнее и эффективнее, чем субсидирование в период кризиса производства «автотазов».

"СП": — В новом техрегламенте есть противоречие по поводу выдачи талонов техосмотра — это должны делать подразделения ГИБДД или независимые организации?

— В нашей стране техосмотр — очень коррумпированный способ заработка. И любой, кто будет допущен к техосмотру, испортит саму идею. Ее уже испортили милиционеры, испортят ее и коммерсанты. Самый логичный вариант — сделать кальку с западной Европы, где техосмотр — конечный итог технического обслуживания. Человек приезжает на своей машине к дилеру на обычное техническое обслуживание. И этот дилер обслуживает его машину, проводит технический осмотр и выдает ему талон (или наклейку на номер, как у немцев), дающий право на эксплуатацию этого автомобиля в дальнейший период. И если возникают какие-то недочеты, то этот же самый дилер их тут же и устраняет. Это логично, поскольку весь комплекс технических мероприятий сконцентрирован в одном месте. В Москве у некоторых дилеров такие системы уже появляются. Например, у «Леон-Пежо» — официальный сервис и здесь же официальный пост государственного техосмотра. Сидит приписанный к этому посту милиционер и выдает легальные документы. Это очень удобно, и, надеюсь, когда ни будь мы к этому придем повсеместно.

«СП»: — А милиционеры куда отсюда денутся?

— Несколько лет назад в журнале «За рулем» мы писали про такое явление: новые, только что пришедшие с автозавода машины не могут пройти техосмотр. Потом «под бутылочку» один из милиционеров признался, что в их компьютере стояла программа, рассчитанная для «Мерседеса», и поэтому на каких-нибудь «Жигулях», даже самой качественной сборки, пройти техосмотр было невозможно. Милиция не должна заниматься техосмотром и техническим контролем. Милиция должна стоять на дороге с полосатой палочкой и регулировать дорожное движение.

«СП»: — Запрет на «кенгурятники», которые некоторые модники продолжают цеплять на передний бампер, разумен? Это повысит шансы пешехода выжить в случае столкновения с автомобилем?

— Нет, это просто очередная глупость, которая позволит фундаментально и навсегда вписать в закон сиюминутное положение вещей. Мода на «кенгурятники» проходит, а запрет в законе останется. Для пешехода это не играет никакой роли — он погибает при ударе со скоростью 30 километров в час, и при этом не важно ударили его по голове плюшевой подушкой или железкой. В подобной штуковине, как «кенгурятник» есть определенной здравый смысл. Очень небольшое количество людей реально нуждаются в том, чтобы у них на машине эта система была установлена. Но в борьбе с пижонами, которые ездят с «кенгурятниками» по Москве перед депутатскими очами, будет уничтожено рациональное зерно. Одно время боролись с так называемыми «синими писалками». Зачем? Кому они мешают? Вот когда люди начинают тонировать фары головного освещения или стоп-сигналы, то это неправильно. Но для этого есть ГОСТ, и не надо прописывать никаких новых параметров. И для этого есть милиционер на дороге, который должен не брать взятку, а пресекать нарушение. Зачем создавать юридические прецеденты там, где сиюминутное положение вещей?

«СП»: — Предполагается, что вскоре автомобили для перевозки людей, а также специальных и опасных грузов должны будут оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS…

— Ну, опять-таки, смысла в этом никакого нет, но надо помочь государственной системе встать на ноги и найти ей клиента. Ну, вот сейчас Чубайс в своем РОСНАНО изобретет что-то, так депутаты тоже могут позаседать и принять закон: дело нужное, давайте обяжем водителей устанавливать микрочипы на автомобили. Ну, надо как-то заработать людям и как-то оправдаться перед бюджетом за потраченные госсредства. Ну, что водитель автобуса свой маршрут не знает. Он по нему двадцать лет ездит.

«СП»: — А если это таежный или степной маршрут? А вдруг пурга дороги заметет?

— На таких маршрутах водитель сам систему навигации поставит.

«СП»: — Н, а что-то разумное, доброе, пусть и не вечное можно отыскать в новом техрегламенте?

— Этот техрегламент в принципе не нужен. У нас и так замечательные законы. У нас есть милиция, есть ГОСТ, правила допуска транспортных средств к эксплуатации. И все в совокупности прекрасно работает. Точнее могло бы прекрасно работать. Беда в том, что все звенья этой цепи абсолютно гнилые. ГАИ — самая недееспособная госструктура. И все остальное, что связано с эксплуатацией автомобиля, тоже, к сожалению, сориентировано на взятки, а не на исполнение законодательных норм. Поэтому периодически изобретается очередной закон, который призван подпереть собой всю эту конструкцию, которая сгнила и падает. Этим можно заниматься ежедневно, с равным (нулевым) успехом. Бессмысленная затея.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня