Это не картинка из фильма про будущее, это вполне реальный девайс под названием уницикл или моноколесо. У него есть электропривод, система стабилизации и аккумулятор, который обеспечивает пробег на 10−35 км со скоростью до 14−18 км/час в зависимости от модели. Причем, самый дешевый уницикл (например, IPS 103) стоит порядка 25 тысяч рублей. А дорогие модели с максимальной «дальнобойностью» обойдутся около 50 тысяч рублей. Сравнительно недорого: Seagway, для сравнения, стоит под 200 тысяч.
И дело не только в цене: посмотрите, насколько изящна концепция! Колесо, мотор, подножки — и больше ничего. Масса устройства составляет 10−12 кг. За счет удобной ручки переносить на небольшие расстояния его сможет даже подросток. Габариты в пределах 40 см позволяют уложить это чудо техники в багажник машины или даже в ячейку в супермаркете. Зарядка занимает от 1 до 3 часов, и делать ее можно в квартире или офисе от обычной бытовой розетки.
Возникает вопрос: могут ли ездить на такой штуке не акробаты? Все помнят цирковые номера с педальными унициклами (одноколесными велосипедами), на которых жонглировали ловкие фокусники. Для обычного человека такой трюк недоступен даже без жонглирования, ибо в отличие от велосипеда, уницикл стремится завалиться не только в поперечной, но и продольной плоскости. Циркачи удерживают баланс, вовремя подкручивая педали, но человек без спецподготовки сможет такое едва ли.
Поэтому электрические унициклы, как этот, имеют систему стабилизации, которая помогает удерживать баланс в продольном направлении. Проще говоря, когда вы наклоняетесь вперед, уницикл набирает ход, если назад — он тормозит. В этом смысле опрокинуться на нем почти невозможно (если не налетать на препятствия), потому что устройство уравновешивает наклон тела ездока.
Мы проверили — ощущение, в самом деле, удивительные. Стараясь наклониться вперед, ты словно упираешься в невидимую стенку, и вместо опрокидывания колесо плавно разгоняется.
Но поехать сразу все равно невозможно, потому что баланс в поперечной плоскости нужно держать самостоятельно. А это не так-то просто. Принцип тут — как у велосипеда, и на скорости уницикл должен быть достаточно стабилен. Проблема в том, что поначалу ты просто боишься разгонятся до сколь-нибудь «устойчивых» скоростей. А любой крен вызывает внезапный поворот. И без опоры неминуемо валишься с подножек.
Опытные люди говорят, что навык приходит после часа-другого тренировок. Если у велосипеда есть руль, то здесь руки свободны, отчего возникает ощущение дикой неустойчивости. К тому же, ноги среднестатистического человека неготовы к столь деликатной задаче, как поддержание «тонкого» баланса. Поэтому в первые минуты кажется, что оседлать устройство не удастся никогда…
Тем не менее, опытные ездоки стоят на уницикле совершенно расслабленно. И при езде практически не меняют положения тела: управление достигается легкими, почти незаметными наклонами. Можно везти в одной руке груз, а другой набирать смску.
Уницикл выглядит хрупким. И, в основном, предназначен для ровного асфальта. Однако за счет надувной шины ему по зубам и грунтовые дороги. Разве что скорость нужно выбирать сообразно типу покрытия — при наезде на высокое препятствие хитрая система стабилизации не спасет от кувырка вперед. Вообще ездить на уницикле нужно в защите для роллеров или велосипедистов.
При определенном навыке можно даже запрыгивать на невысокие бордюры. Поначалу, когда опыта еще нет, унициклисты тормозят и помогают аппарату заехать на бордюр рукой. Один из владельцем наклеил на боковины устройства резиновые прокладки, чтобы легче было удерживать аппарат ногами в момент прыжка.
Вообще одной из первых компаний, выпустившей на рынок транспортные унициклы, была американская Inventist. Ее творение называется SoloWheel и стоит в России порядка 70 тысяч рублей. Несколько китайских компаний воплотили ту же идею. А у нас наиболее популярны IPS и Airwheel: их продукция в 2−3 раза дешевле.
При кажущейся игрушечности, унициклы можно рассматривать и в качестве транспортного средства. А что: средней скорости 10−15 км/час и запаса хода на уровне 15−30 км вполне достаточно для городских вояжей. А простота, легкость и компактность устройства делают его предпочтительней многих куда более сложных изобретений. Скажем, Seagway и даже электровелосипед куда сложнее таскать по этажам и заряжать в офисе.
Но распространение такие штуки если и получат, то много позже, если появится соответствующая дорожная инфраструктура. Ведь пока ездить на них можно разве что по паркам.