Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
17 июня 2014 07:18

Выбить пробку по правилам

Какие действия водителей помогут избежать уличных заторов

1516

Автомобиль задумывался как средство передвижения, дающее невиданную прежде свободу передвижения и мобильность. Каждая поездка — праздник, даривший незабываемые эмоции! Водители были королями полупустых городских джунглей и загородных трасс.

Однако, все это в прошлом. Теперь в крупных городах у водителей возникают совсем другие мысли. Люди злятся, опаздывают на работу, не высыпаются, тратят больше денег на бензин, чем планировали. Причина всему — нескончаемые и, кажется, непобедимые пробки на дорогах.

Разумеется, одна из основных причин — большое количество автомобилей. Не просто большое, а большее, чем способно проехать по данному участку дороги за единицу времени. Расширять дороги, пока пробки не исчезнут? Это всегда сопряжено с огромными затратами и длительными ремонтными работами, которые вызывают… новые пробки! А очень часто в условиях плотной городской застройки глобальная реконструкция трасс и вовсе невозможна.

Гораздо более реальной альтернативой является введение отдельных полос для передвижения общественного транспорта или легковых автомобилей с двумя и более пассажирами. Реверсивные полосы тоже помогают нормализовать движение там, где основные магистрали больших городов загружены на въезд утром и на выезд — вечером. Еще и введение велосипедной инфраструктуры может внести немалый вклад в снижение трафика на центральных улицах мегаполиса.

Впрочем, все вышесказанное относится к внешним факторам возникновения заторов, на которые водители не в силах повлиять. А на что водители повлиять в состоянии?

Наверняка каждому встречалась ситуация, когда плотный поток автомобилей вдруг резко замедляется, будто впереди ДТП или сужение дороги. Но через некоторое время все машины внезапно резко ускоряются и пробки — как ни бывало! Такие беспричинные пробки — далеко не редкость. Но почему все автомобили не могут двигаться с одной, пусть и невысокой, скоростью?

Одна из причин возникновения пробок по вине водителей — несоблюдение ими правил дорожного движения (ПДД). Стоит отметить, что действующие ПДД не содержат формального определения «затор», однако, несколько пунктов прямо или косвенно касаются пробок.

Среди них пункт 13.2, запрещающий выезд на перекресток в случае образования затора.

Второй важный аспект — движение по обочине. Штраф в настоящее время составляет смешные 500 рублей. Водители, обгоняющие пробку по обочине и потом пытающиеся вернуться в правый ряд, тормозят весь поток.

Наконец, скоростной режим и соблюдение дистанции напрямую влияет на количество попутных ДТП, затрудняющих движение. К сожалению, соблюдение ПДД — это обязательное, но недостаточное условия отсутствия заторов (точнее — использования пропускной способности дороги максимально эффективно).

Почему пробка не растворяется мгновенно? Потому что ее постоянно подпитывают подъезжающие водители и затор усугубляется. Но какое отношения имеют все эти размышления к действиям простых водителей? Самое прямое — пробка усугубляется, если они борются за каждый сантиметр пространства перед ними, резко ускоряясь и тормозя, вблизи впереди идущего автомобиля. К этому же ведет частое перестроение из ряда в ряд без причины, заставляющее останавливаться весь ряд.

Напротив, соблюдение большой дистанции вкупе с невысокой, но постоянной скоростью, приводит в «растворению» пробки в потоке. Существует мнение, что эти действия приведут только к значительному увеличению длины пробки, ведь то же самое количество автомобилей занимает больше места. Но ведь и затор превращается в гораздо менее нервное движение на малой скорости!

Если всё так просто, почему же мы до сих пор проводим часы в глухих пробках? Говоря об этом способе движения, нельзя не упомянуть два критичных момента.

Во-первых, такие действия водителя приводят к уменьшению пробки за ним, то есть на собственное время прибытия не влияют. А реальность такова, что в оставленное большое пространство впереди будут постоянно перестраиваться другие водители, вынуждая каждый раз тормозить, чтобы сохранить дистанцию. Таким образом, мы приходим ко второму моменту — этот метод работает, только если большинство водителей будет его придерживаться.

Вторая распространенная ситуация — это сужение на одной из двух попутных полос. Например, левая полоса переходит в правую. Поддержание увеличенной дистанции и так называемый разъезд «елочкой» (когда слияние происходит поочередным проездом автомобилей из двух полос) в этом случае также помогает свести последствия слияния к незначительному снижению скорости. В противном случае, когда поток в правой полосе движется плотно, стараясь не пускать соседей слева, левый ряд резко тормозится. Каждая удачная попытка перестроения слева заставляет резко тормозить из-за отсутствия дистанции и… вот она, пробка! Просто потому, что каждый должен ждать своей очереди, чтобы перестроиться.

На крупных автомагистралях возможно применение динамических ограничений скорости, которые определяют оптимальную скорость с учетом затора впереди таким образом, что пробка постепенно рассеивается, когда причина затора устранена.

Возможно ли будущее совсем без пробок? Скорее — нет. Однако уже сейчас можно снизить их количество и протяженность, если большинство водителей будет соблюдать ПДД и придерживаться простых правил, описанных выше.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня