Авто

Нехитрая формула культуры вождения

Особенности национального движения

  
4913
Нехитрая формула культуры вождения

Громкие слова о культуре вождения уже отчасти набили оскомину. И вроде давно ясно, что культуру нужно воспитывать, поддерживать, совершенствовать, но вот только каждый водитель понимает это понятие по-своему. Плюрализм мнений — это, как правило, совершенно нормально в живом развивающемся обществе, но все же в данном случае автолюбителям пора достигнуть единогласия.

Мы часто рассуждаем, что там — за границей, в Европе, в Штатах, или в Японии, например, культура вождения на более высоком уровне, чем у нас. Движение спокойное, размеренное, все придерживаются скоростного режима, к сомневающимся и «приторможенным» водителям относятся толерантно, так сказать «без истерик». Не принято зажимать гудок без серьезного повода, не принято парковать автомобили возле детской площадки, на газоне или тротуаре, а пешеход — всегда прав. И вроде, с одной стороны, как-то это даже уныло — ездить не больше 50 км в час по городу, пропускать каждого взбалмошного пешехода в неположенном месте, да еще и платить за парковку в среднем по 50−150 рублей в час.

«Зато дороги хорошие!» — обобщит очередной восхищенный зарубежными трассами автолюбитель. И будет прав, не стопроцентно конечно, но прав. Дороги разные попадаются — и со старым покрытием, и с треснувшим асфальтом и с ямами, но уж точно не ждешь этих подвохов от каждого отрезка своего пути.

И вот тут возникает мысль: может, водители у нас такие злые, потому что дороги дурацкие. Ведь то и дело, злишься, ругаешься, нервничаешь, а за углом ждет — новая яма. И машину жалко — сердце кровью обливается. Но вся злость, ненависть, негодование — все это остается на дороге, на нашей с вами дороге. Здесь за рулем ездим мы, наши близкие, наши друзья, по этим дорогам мы возим своих любимых людей и детей. И продолжаем жить с ощущением, что где-то все лучше, чем у нас.

Кстати о штрафах: В Финляндии весьма любопытная система штрафов. Сумма штрафа зависит не только от серьезности нарушения, но и от уровня дохода нарушителя, от количества иждивенцев в семье. То есть, чем больше человек зарабатывает, тем дороже ему стоят нарушения. При этом верхнего порога штрафов не существует, то есть оштрафовать в Финляндии могут на любую сумму.

Если мы с вами не можем устранить своими усилиями первую проблему нашей Родины — дороги, то как же хочется уже избавиться от второй — дураков. Ведь статистика ДТП подтверждает, что не столько дорожная ситуация влияет на возникновение происшествий, сколько человеческий фактор. Нам, автолюбителям, всем бы хотелось широкие просторные освещенные трассы с идеальным покрытием, хотелось бы забыть про ямочный ремонт, парковать автомобиль в безопасном месте, и еще улицы, свободные от пробок. Пока мы испытываем на своей шкуре ежедневные проблемы, мы превращаемся в критиков и нытиков. Раздражаемся на курсантов из автошкол, на нагловатых водителей на дорогих машинах, а сами позволяем себе резко «стартануть» со светофора после затянувшегося затора, или мигнуть дальним светом машине, которая по нашему мнению недостаточно быстро движется по левой полосе. Мы разные, у нас у каждого своя правда, своя манера вождения, свой водительский опыт и стаж. Но у нас одни правила на всех.

Кстати о правилах: В Соединенных Штатах Америки правила дорожного движения могут отличаться в зависимости от штата — где-то дозволена большая скорость на трассе, где-то можно пересечь двойную сплошную, если вы не создаете тем самым опасности. Еще одна интересная особенность американских дорог — перекрестки, на которых необходимо полностью остановится, после чего первым начинает движение то, транспортное средство, которое первым произвело остановку на данном перекрестке. Сложно себе представить такие правила в России, благо, у нас есть пункт ПДД, отвечающий за движение на нерегулируемом перекрестке.

Возможно, наша культура вождения — это не только усталость от дорожной ситуации, которую мы сами создаем. Это и частичка национального характера — где-то надеемся на «авось», где-то меряемся мощностью двигателей, а где-то щедры настолько, что пропускаем вперед тех, кто едет с второстепенной. Порой наше вождение слишком зависит от настроения.

А вы водить любите? Правда, задайте себе этот вопрос. Мы любим водить, но почему-то ненавидим все вокруг, когда находимся за рулем. Пожалуй, любить водить — это уметь не смешивать чувства, это уметь быть за рулем без агрессии и раздражительности, сохранять хладнокровие, не реагировать на провокации и хамство. Любить водить — это не дать газку со светофора и продемонстрировать навыки маневрирования на дороге общего пользования. Нет, любить и уметь водить — это не мешать другим участникам движения, это создавать комфортные условия для пассажиров во время передвижения, а еще чувствовать и понимать свой автомобиль. Пожалуй, быть культурным — это не делить других водителей на кучу разных категорий. На тех, кто водит дизель, и тех, кто ездит на бензине. На тех, кто шустрый и тех, кто «тошнит». Ведь по сути, у нас одна цель — выжить. И уже очень хочется, чтобы это выживание на дорогах стало приятным и добродушным.

Где-то за рубежом, в Германии, например, принято «стучать» на других водителей. Нам такая черта не свойственна, и даже не из-за воспитания, скорее из-за того, что система в этом плане не работает. Пожаловавшись на неадекватного водителя, и даже, предоставив видео-доказательство, мы все равно не можем быть уверены в достижении результата — в восстановлении справедливости. А как же хочется иногда пожаловаться на тех, кто объезжает пробку по обочине, на молодых безголовых уличных гонщиков, на тех, кто едет без стоп-сигналов или с дальним светом. Но у нас не следят за трассами с вертолетов, как в Америке. У нас, к сожалению, даже злостный нарушитель может избежать наказания. Именно все это и должно побуждать разумных водителей надеется на себя. Когда жизнь по правилам не обеспечивает нам должной безопасности, мы сами должны заботиться о своей сохранности. Мы будем продолжать бесконечные споры и о правилах, и о нашем законодательстве, и о коррупции в разных государственных структурах. Но мы можем оставаться людьми на дороге.

Кстати о вежливости: Далеко не вся Европа одинакова вежлива. В Греции или на острове Крит пешеходу приходится нелегко, его даже на «зебре» не торопятся пропускать. В Италии, в силу повышенной эмоциональности, вполне могут в знак неодобрения покрутить пальцем у виска, прожестикулировать нечто угрожающее. Некоторая нервозность присуща и большим европейским городам — в Париже, например, движение очень оживленное, поэтому и гудки клаксонов здесь слышны довольно часто. Еще французы уже давно освоили так называемую контактную парковку — машины ставят вплотную и даже довольно сильно бьют свой автомобиль об чужие бампера, чтобы залезть в узкое место. И это не считается невежливостью — это такая парижская культура парковки.

Ну, а в нашей культуре вождения немало хорошего: свой язык, который порой не будет понятен иностранцу — мы предупреждаем друг друга о контроле скорости, говорим «спасибо» аварийкой. И не только! Мы помогаем друг другу в сложной ситуации — вытолкнем из сугроба, вытащим из ямы, даже съездим за бензином или протащим незнакомца «на лямке» пол города. И все это бывает просто так, просто потому что знаем, что если бы мы оказались в такой ситуации, нам бы тоже кто-то помог. Даже, когда вы без автомобиля на улице — у вас есть надежда, что кто-то вас подхватит и подвезет. Вам кажется, что добродушные европейцы тоже не оставят в беде на трассе? Проведите следственный эксперимент: просто проверьте, захочет ли кто-то из европейских водителей подвезти вас ночью, остановится ли кто-то помочь, если у вас спустило колесо. Вам, разве что, предложат вызвать платный эвакуатор или специальную службу, что в целом конечно не плохо, но как-то не по-нашему.

Формула культурного вождения, по сути, очень проста — соблюдение ПДД + немного вежливости. Для того, чтобы первое слагаемое действительно присутствовало на дорогах, необходимы не только ежовые рукавицы, то есть высокие штрафы и повсеместные камеры слежения, но и правила тоже должны быть адекватными. Неплохо было бы учесть опыт зарубежных стран — тот, кто больше зарабатывает и за нарушение пусть платит больше. Но главное, чтобы система работала исправно — ведь закон не будет работать, пока предусмотренное наказание за нарушение не будет приводиться в исполнение.

Что касается вежливости — нам есть, за что ценить друг друга — мы не бросим в беде, мы поможем слабому. У нас большой потенциал, но по-прежнему пугающая статистика… Нам нужно перестать выезжать на дорогу, как на поле битвы, перестать видеть в каждом встречном потенциального врага. Не в наших силах наказать глупых, наглых, безответственных, но в наших силах быть другими — быть культурными водителями, со своей особенной национальной культурой.

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня