Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
24 августа 2014 09:54

Какие иномарки запретят

Анализируем последствия ответных российских санкций в автопроме

65611

Власти рассматривают возможность ограничить импорт иномарок стоимостью до 800 тысяч рублей из стран, поддержавших санкционную политику Запада. Как эта мера скажется на российском рынке?

Сразу оговоримся, что речь не идет о запрете иномарок, производимых на территории России. Так, в прошлом году «российские иномарки» обеспечили более половины продаж, еще 16% на счету российских брендов. Таким образом, прямой импорт занял не более трети рынка. Как и в случае с сельскохозяйственной промышленностью, власти продвигают меру как способ защиты отечественного производителя: соответствующий пункт есть в договоре ВТО.

Очевидно, что в наибольшей степени выиграют производители из стран, которых не ввязывались в санкционные игры, в частности, Южная Корея, Узбекистан, Китай.

В выгодном положении окажутся иностранные бренды, львиную долю продаж которых обеспечивают локализованные автомобили. Так, у альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ популярные модели, вроде Renault Logan, Lada Granta, Renault Duster, Nissan Almera и Terrano выпускаются в России. В похожем положении Ford, Skoda, Volkswagen, Chevrolet.

Вместе с тем, «проблемные» модели есть даже и у перечисленных производителей. Так, Nissan рискует лишиться довольно популярного Juke, Chevrolet остаться без бразильского «Кобальта», а Opel — без Mokka.

В худшем положении окажутся массовые производители, продажи которых основаны на импорте. Например, Toyota может пострадать из-за ограничений на ввоз Corolla, для Mitsubishi проблемой станет ASX и Lancer, Mazda придется думать о судьбе «трешки», Suzuki рискует потерять более половины продаж за счет SX4 и SX4 Classic, Jimny и Swift.

Как видите, меры в большей степени ударят по японским производителям, которые «злоупотребляют» импортом среднеценовых моделей. При этом американские и европейские автобренды локализовали большинство популярных моделей.

Вообще обозначенная планка в 800 тысяч рублей, о которой СМИ рассказал первый запред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, выглядит очень консервативной. Сегодня в пределах до 800 тысяч рублей можно купить отечественные машины, бюджетные иномарки, автомобили гольф-класса и базовые версии небольших паркетников. Таким образом, запрет коснется ограниченного списка моделей, и глобального обрушения рынка не произойдет. Так, из ТОП-25 лидеров продаж под возможный запрет попадает только Toyota Corolla. Ее исчезновение будет досадно для фанатов модели, однако в классе седанов С-класса предлагается еще 12 конкурентов, не попадающих под запрет, так что дефицита не будет.

Кроме того, иностранные производители могут предпринять контрмеры. Многое будет зависеть от точной формулировки запрета, но если речь конкретно об автомобилях, базовая цена которых ниже 800 тысяч рублей, этим пунктом легко манипулировать. Скажем, той же Toyota достаточно отказаться от нескольких комплектаций «Короллы», чтобы ее базовая цена перевалила за 800 тысяч (сейчас Corolla 1.6 стоит от 718 тысяч рублей). Аналогично Opel, Suzuki и Mitsubishi без труда подгонять цену компактных кроссоверов Mokka, SX4 и ASX под требуемый уровень (см. таблицу).

Другим путем является скорейшая локализация автомобиля в России, что соответствует общей тенденции. Так, Nissan в ближайшее время начнет товарное производство седана Sentra/Tiida на заводе в Ижевске, который заменит «Тииду» мексиканской сборки, а Ford планирует вернуть в Россию компактную Fiesta, выпуск которой налаживают в Татарстане.

Запрет на импорт мог бы ударить значительно сильнее, если бы критическая цена составляла, скажем, 1,5 млн рублей — условная планка, отделяющая премиальные машины от «народных». Тогда под запрет попала бы изрядная доля паркетников и больших седанов: локализация их производства в России до сих пор не была приоритетом для автопроизводителей.

Ограничение импорта в предложенном виде выглядит, скорее, показательной акцией, которая побеспокоит западный автопром, но не нанесет ему сколь-нибудь заметного ущерба. Равно как эта акция не перевернет с ног на голову российский рынок.

Популярные модели, на которые распространится возможный запрет

МодельПродажи в 2013 годуСтоимость базовой модели, руб.
Toyota Corolla30644669.000
Mitsubishi ASX24928749.000
Nissan Juke22376649.000
Chevrolet Cobalt18519483.000
Opel Mokka13628775.000
Suzuki SX4 Classic12766715.000
Mazda311576664.000
Mitsubishi Lancer7101599.000
Suzuki SX4Не продавался799.000

Фото: ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня