Авто

Утилизация без границ

Спасут ли российский автопром скидки за автохлам?

  
9414
Утилизация без границ

Новая программа утилизация старых автомобилей продлится до конца 2014 года, а ее условия щедры, как никогда. Спасет ли она российский авторынок?

Сумма компенсации осталась прежней — 50 тысяч рублей за легковую машину. Однако ограничений стало меньше. Так, «оригинальная» программа предполагала утилизацию автомобиля в возрасте старше 10 лет, тогда как сейчас таких требований нет: возраст может быть любым. Кроме того, в качестве нового автомобиля можно выбрать любую модель, произведенную в России — в предыдущем варианте Минпромторг утвердил список, который касался в основном недорогих и среднеценовых машин.

Автовладельцу также придется оплатить услуги по утилизации, хотя детальной информации нет. Вероятно, стоит ориентироваться на стоимость услуги во время прошлых «утилизационных волн» — порядка 3 тысяч рублей.

Еще удобнее другая опция: возможность сдать машину по схеме «трейд-ин» и получить за это скидку в 40 тысяч рублей на приобретение новой машины. Правда, при этом ваш автомобиль должен быть в возрасте старше 6 лет. Уточним, что вы получаете от автосалона компенсацию в размере оценочной стоимости сданной машины и плюс прямую скидку на новую машину. Обычно оценочная стоимость в трейд-ин ниже, чем реальная цена машины на вторичном рынке, так что в иных случаях «награда» в 40 тысяч позволит уравновесить этот эффект.

Наконец, можно вообще ничего не сдавать, а обратиться в автосалон и получить 40-тысячную компенсацию при покупке нового легкового автомобиля отечественной сборки. Единственное условие: покупка за наличные.

Для грузовой техники и автобусов предусмотрены скидки в размере 300−350 тысяч рублей. Что интересно, подобную компенсацию можно получить и за некоторые тяжелые внедорожники, вроде Hummer H2 (полной массой свыше 2,91 тонны).

Правительство неоднократно заявляло о полном прекращении программ утилизации, однако сложная ситуация на автомобильном рынке вынудила провести «терапию». В самой форме программы хорошо читается ее лейтмотив — стимулировать потребление любой ценой. Если первые программы утилизации подавались, как попытка избавить Россию от автохлама, то теперь экологические аспекты отошли на второй план.

В прошлый раз несколько утилизационных сессий привели к продаже в России около полумиллиона машин дополнительно. Впрочем, избавление от «хлама» произошло, скорее, косметическое, ведь в России насчитывается порядка 15 млн машин в возрасте старше 10 лет.

Новая программа рассчитана на 170 тысяч автомобилей, то есть потребует порядка 8−10 млрд рублей (в зависимости от пропорции между легковушками и грузовиками). На начальном этапе финансовая нагрузка ляжет на дилеров, которые будут предоставлять клиенту скидку, за что впоследствии их ждет компенсация из федерального бюджета.

Темпы продаж автомобилей в России прогрессивно падали с марта 2014 года, и в июле достигли 23% относительно аналогичного периода прошлого года. Если экстраполировать ситуацию, по итогам года в России должно быть продано порядка 1,9 млн автомобилей, что означает недостачу примерно 700 000 машин относительно прошлого года! Который, напомним, сам по себе был далеко не рекордным. Таким образом, 170 тысяч дополнительных машин подсластят пилюлю, но вряд ли изменят тренд.

В любом случае, уровень продаж автомобилей важен для России не только из соображений комфорта населения. Иностранные заводы по сборке автомобилей активно развивались, однако сегодня все большее число предприятий (а не только АвтоВАЗ) корректирует планы выпуска и отправляет сотрудников в отпуска. К таким мерам, например, прибегали заводы General Motors и Ford. Усугубление ситуации может привести к снижению темпов развития автосборочных производств, что негативно и для социальной сферы, и для экономики России.

Напомним, что потребительский зуд должны подстегнуть и несколько новинок, появившиеся в последнее время: Skoda предлагает Rapid, начались продажи «бюджетной японки» Datsun on-Do, АвтоВАЗ представил Lada Priora с роботизированной трансмиссией, Nissan начал выпуск Sentra (седан С-класса), а Ford постарается очаровать покупателей обновленными Focus, Mondeo и компактным кроссовером EcoSport. Выбор есть, скидки есть… Есть ли желание?

Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня