Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
16 сентября 2014 10:58

Как распознать помеху справа

Разбираем один из самых неочевидных пунктов правил

88266

Правило «уступить дорогу помехе справа» навязло на зубах — больно удачная формулировка. При этом нарушается оно так часто, что впору выпускать отдельную инструкцию по обращению с «помехами справа». Чем мы сейчас и займемся.

Народное название «правило правой руки» относится к п. 13.11 ПДД, который обязывает водителей, проезжающих перекресток равнозначных дорог, уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, а трамваям — с любых направлений.

Проблема в том, что многие водители не могут распознать перекрестки равнозначных дорог. Классическая ситуация — Т-образные перекрестки. Если они не обозначены знаками приоритета, интуитивно кажется, что главнее тот, кто едет прямо. Это вполне объяснимо, потому что в подавляющем большинстве случаев дорога, идущая прямо, обозначается знаками «Главная дорога», а примыкающие к ней «свертки» — знаками «Уступи дорогу» или «Стоп». Но если их нет, начинает действовать «правило правой руки». А значит, приближаясь к такой дороге, примыкающей справа, мы должны остановиться и выпустить машины. Психологически это непросто, привычка сильнее, но в случае ДТП вам могут вменить нарушение п. 13.11.

Другое дело, что далеко не каждое пересечение проезжих частей является перекрестком. Скажем, если вы едете вдоль жилого массива, то примыкать справа может не полноценная дорога, а обычный дворовый проезд, суть — прилегающая территория. То же само относится к выездам с АЗС или с территории промзон. Соответственно, в этом случае по умолчанию пропускает тот, кто выезжает с прилегающей территории (п. 8.3). И перекрестком такие пересечения не являются, то есть п. 13.11 в данном случае не применим.

Вот только как отличить выезд с прилегающей территории от перекрестка равнозначных дорог? Иногда это несложно, скажем, любой из нас легко сориентируется на выезде с АЗС. Но в гущах жилых массивов сплошь и рядом встречаются места, где уходящая в недра дворов дорога является то ли проездом, то ли полноценной улицей. Хорошо, когда есть знаки приоритета или обозначения жилой зоны, а если их нет?

Собственно, однозначного критерия, улица это или выезд с прилегающей территории, в ПДД вы не найдете. Один из признаков прилегающей территории — это отсутствие сквозного проезда, но очевидно, что, двигаясь первый раз по незнакомому району, вы не в состоянии угадать, сквозной этот проезд или нет. Более того, иногда вмешивается российская специфика, например, в «глухой» двор зимой могут накатать альтернативную дорогу через заснеженный газон, создавая иллюзию сквозного соединения с какой-нибудь крупной трассой.

В случае ДТП на таких неочевидных пересечениях для установления виновности группа разбора может изучить план города и установить, является ли территория прилегающей или пересекаемая проезжая часть была полноценной дорогой. Другими словами, в некоторых ситуациях вы, как водитель, не можете наверняка знать, считается ли пересечение перекрестком или выездом с прилегающей территории. Так что делать?

Перестраховываться. Если вы подъезжаете к пересечению без знаков приоритета, у вас есть помеха справа и нет очевидных признаков прилегающей территории — будьте готовы уступить. Вообще парадоксальность ситуации в том, что иногда в родном районе из года в год приходится ездить не по правилам, потому что большинство водителей упорно не желают признавать улицу, идущую вдоль жилого массива, полноценной дорогой. Тем не менее, даже если большинство едет «по интуиции», нужно быть готовым к появлению правильного водителя, и если он у вас справа — уступать.

Но правило «правой руки» действует еще в ряде случаев, например, при разъездах на парковках или АЗС. Типичная ситуация: вы едете по полупустой парковке, по узкому проезду справа приближается другая машина. Кто должен уступить? Тот, у кого помеха справа, то есть вы. И в данном случае действует не п. 13.11 (перекрестка-то нет), а п. 8.9: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа»

Наконец, схожее правило действует при одновременном перестроении двух машин в одну полосу (п. 8.4.). Например, вы, двигаясь по третьему ряду, решаете перестроиться во второй. Чуть позже вас с первого ряда перестроение во второй начинает другая машина. Интуитивно кажется, что прав тот, кто первый. Но если произойдет ДТП, в дело может вступить п. 8.4, которые обязывал уступать при наличии помехи справа. Так что, перестраиваясь от центра дороги к периферии, будьте готовы уступать дорогу не только попутным машинам, но и тем, кто смещается от обочины в сторону осевой.

А вообще во всех неочевидных ситуациях заведите себе привычку если не уступать по умолчанию, то хотя бы быть готовым уступить. В 99% случаев это гораздо проще и быстрее, чем вникать потом в тонкости многочисленных пунктов правил, КоАП, ГОСТы и СНиПы.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня