Мнения

Мэтр журналистики

Арслан Хасавов о современных отечественных СМИ и людях, которые их делают

  
2140
Мэтр журналистики

Недавно побывал на университетском факультативе известного журналиста. За годы своей деятельности (а ему, судя по «Википедии», уже 45), он научился неплохо выражать мысли, периодически оживляя публику актерским талантом — то драматически вздернет бровь, не услышав ответа на заданный вопрос, то начнет пританцовывать под одну из частей второго концерта Рахманинова.

В самом начале встречи он поинтересовался, нравится ли нам информационное поле, в котором мы существуем и практически тут же услышал несколько хамское в этих обстоятельствах: «Ага, вполне».

«Ага, вполне. — Задумчиво повторил он и, сделав два шага к окну, на мгновение потупил взор и сказал будто бы с вызовом. — А мне не очень».

«Если у вас умеренно плохой вкус, то у вас больше шансов стать известным журналистом, — следом заявил он, — потому что стать известным журналистом в „этой стране“ при хорошем вкусе невозможно».

В общем, он задыхался в спертом воздухе отечественных медиа и, очевидно, следуя заранее подготовленному плану, призвал нас поразмыслить, почему в информационную повестку дня попадают события, мало что значащие для каждого из нас по отдельности.

«Почему мы проявляем такой интерес к событиям в Донбассе, нисколько не беспокоясь о жизни наших соседей по лестничной клетке?», — вопрошал он, иногда, впрочем, не без сарказма употребляя слова «укрофашист» и «ватник».

Он намеренно не вводил понятия чрезвычайного положения, а я пытался возразить мэтру, что, мол, ничего в этом удивительного нет — мы ведь люди, и нас интересует все на свете, включая и пока весьма далекий от нас чуть ли не мифический вирус Эбола.

Стараясь не задерживаться подолгу на одной мысли, он гнал тройку воркшопа дальше, позволяя себе некорректные сравнения в отношении любви и ненависти, больше походившие на попытку сравнить карандаш с троллейбусной остановкой.

«Новости, построенные на ненависти популярнее, потому что их легче рассказать… — говорил он, заложив руки за спину. — С любовью все сложно — девушка, сидящая за столиком в кафе и улыбающаяся вам, может испытывать целую гамму чувств, предугадать которую невозможно, а вот человек, подошедший к вам в этом кафе и ударивший в нос, очень доходчиво сообщает, что вы ему чем-то не понравились».

«А почему бы не сравнить улыбающуюся девушку с угрюмо сидящим парнем? — размышлял я про себя. — Или, если для драматургии непременно необходим удар в нос, то почему бы не сравнить его со столь же внезапным, как и удар, поцелуем незнакомки?».

Тем временем, известный журналист продолжал: «До „Ромео и Джульетты“ Шекспира никакой такой любви не существовало».

«Постойте, — подумалось мне, — а как же „Лейла и Маджнун“ Низами?».

Вообще говоря, все это было довольно любопытно — широкий блин знаний, выдаваемый за некую интеллектуальную силу, на поверку оказывался слишком тонким, а кое-где и вовсе порвавшимся настолько, что сгущенное молоко этих пробелов не только измазало пальцы, но и крупно закапало на стол.

Он подменял понятия, сравнивал не поддающееся сравнению, уходил от прямых вопросов, проговаривал вслух и вещи по-настоящему возмутительные.

На вопрос одной студентки о том, куда бы он посоветовал идти работать после окончания ВУЗа, он просто развел руками и, качнувшись на широкой подошве походных ботинок, ответил: «Даже и не знаю, придумайте, например, свое собственное СМИ».

И как практически любое его утверждение, этот ответ родил еще одно противоречие — так почему же он сам тогда, например, его не придумает?

Нет, у него самого дела шли неплохо — он находил где разместить свои тексты, систематически публиковал в крупных издательствах пользовавшие сдержанной популярностью книги, периодически мелькал со своим «особым мнением» в либерально настроенных теле- и радиоэфирах.

Но кто же был виноват в том, что рынок отечественных СМИ действительно далек от идеала, особенно в части, касающейся политической журналистики? Кто, если не он, этот мэтр, дающий мастер-классы в университетах двух столиц, и его коллеги, разъехавшиеся кто куда, чтобы издалека высмеивать тех, кто остался?

Прокручивая эту встречу в сознании по пути домой, я понял, почему ему и многим, похожим на него по складу мышления журналистам, овладевшим профессией и даже умудряющимся на этом зарабатывать, стало «душно» в окружении отечественных СМИ.

Дело в том, что руководители этих самых СМИ — по сути их конкуренты на рынке труда — как правило, обладают более структурированным багажом знаний, а кроме того готовы ответить за каждое сказанное слово.

Ну и если не доказать свою правоту, то, по крайней мере, внятно объяснить свою позицию.

На снимке: Арслан Хасавов / Фото: vk.com

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня