Мнения

Джен Эйр против Ивана Кузьмича Подколесина

Почему в России нет женской литературы

  
2102
Джен Эйр против Ивана Кузьмича Подколесина

«Во, открытие! — иронизировали мои оппоненты после знакомства со статьёй „Женитьба как национальная идея“. — А чего ж ты, интересно, замужество не воспела? Под эту концепцию тоже можно подвести „базу“ из русской литературы».

Ну, во-первых, про замужество я уже высказалась — в сборнике рассказов «Уже и больные замуж повыходили». А во-вторых, единственная страна, которая имеет женскую литературу мирового масштаба и влияния, это, конечно, Англия. Не потому ли англосаксы правят миром, что их национальная идея — замужество? (России, заметим, мировое владычество не нужно; мы и без мира — мир.)

«Джен Эйр», «Грозовой перевал», «Гордость и предубеждение», «Разум и чувства», «Мэнсфилд-парк», «Доводы рассудка» — произведения, любимые читателями многих стран. Героини этих романов не только выражают идеал англосаксонской национальной жизни, но и программируют её будущее — до тех пор, пока у сестёр Бронте и Джей Остин будут поклонники и почитатели. Прибавим сюда «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл — энергичный характер главной героини имеет сугубо фамильный вектор. Для сравнения: в популярной советской пьесе Константина Тренёва «Любовь Яровая» жена по «идейным соображениям» отдаёт мужа на съедение молоху революции…

Фамильность у англосаксов сильна, и потому весь мир для них — своя «вотчина», за которую они «в ответе» (вот и американцы упирают на мессианское служение, которое, мол, и заставляет их «страдать за человечество» в Ираке и в Афганистане, в Ливии и на Украине); в общем, они «пасут народы», взирая на них, как на неразумных подростков, кои не доросли в осознанных формах, вроде литературы, даже до такой простой идеи, как замужество. Фамильность англосаксов — это Диккенс с Оливером Твистом, Марк Твен с Гекельберри Финном, Клайв Льюис с «Хрониками Нарнии», Джон Толкин с «Властелином колец», Лаймен Баум со «Страной Оз», Джоан Роулинг с Гарри Поттером… В детской литературе они тоже законодатели мод — и дело тут не только в пиаре. Детская тема — логичное развёртывание идеи замужества, коей Россия похвастать не может. Потому Запад и смотрел на нас как на неведомую бездну, тьму, где клокочет «народное варево» вроде Пугачёвского бунта. И вдруг, в XIX веке, на «ужасном Востоке», словно из мифического Хаоса, рождаются безусловные титаны — Толстой и Достоевский.

Русская литература — наш подарок миру, оправдание бытия. В сущности, литература не должна «творить грёзы». (Эту «самонадеянность художника», будто он умнее «массы» и может вести народ в светлое будущее, гениально описал Александр Фадеев в романе «Разгром». Главный герой Левинсон, вооруженный передовым учением, завёл партизанский отряд в болото). Гений — не поводырь, а всего лишь «эхо» русского народа. Но эхо не примитивное бытописательство («как в жизни»), не «натуральная школа», не серый «новый реализм», а величайшая концентрация энергии творения. В общем, этот акт сопоставим по своему волнительному и вдохновенному накалу с женитьбой, но никак не напоминает «работу в творческих Союзах». (Можно ли, кстати, создавать национальные идеи «чиновничьим способом» — помогая, поддерживая и раскручивая? Отчасти да. В этот путь очень верят либералы, которые пиная государство на каждом углу, всё время лезут к нему в карман.)

И всё же: несмотря на «русские вершины» в литературе, объективно говоря, наши национальные свершения весьма скромны (вспомним классическое наследие Древней Греции и Рима, итальянское Возрождение, французское Просвещение, немецкую философию, византийскую государственность). Но! Для нас они вполне достаточны. Духовных богатств нам хватает, главное — не менять их на «стеклянные бусы» колонизаторов.

И тут возникает вопрос: а почему у нас нет женской литературы и нет должной фамильности? Что же мы, глупей англичан?! Не факт. И, тем не менее, воздействие на умы отечественной женской литературы ничтожно. Скажем больше: литература больших идей, выраженных женщинами, в России отсутствует. (Может, она и томится где-то «под спудом» или в малотиражном издании, но миру пока не явлена.) А если мы обратимся к русской словесности ХХ века, то вообще затруднимся с мета-текстами, где был бы дан образ женщины, на которой бы хотелось жениться! Ну разве что Аксинья в «Тихом Доне», так ведь она и без того замужем!..

Нет, не положительного героя не хватает русской литературе (эту беду мы, в общем, можем пережить), а «гения чистой красоты», светлого образа невесты. Искусственное конструирование «тургеневской барышни» ничего, кроме умножения лжи, не даст; чтобы пушкинская Татьяна вновь явилась в русскую жизнь, должен быть запрос на верность. Будут женихи — появятся и невесты. И, опять же, при всей демократичности устроения нашей бытовой и литературной жизни, опыт былого подсказывает: только мужское творчество может нам дать и большие идеи, и мета-тексты. Потому попытки «угнездить» на вершинах отечественного литературы Дину Рубину и Людмилу Улицкую изначально были обречены на неудачу. Кстати, в их творчестве нет ничего женского — и это совсем для них не комплимент.

Великое литературное произведение может быть создано только как выражение великой народной жизни; только поправив дела «на земле», можно подумать и о небесном; только укрепление нравов, традиции (не показное, а реальное), только сокращение болтовни во всероссийском масштабе (уважаемые мужчины, берегите свою энергию для других, плодоносных дел) может создать среду для появления шедевров. В развратном теле не может быть высокого духа; но и этого мало, мало и таланта, потому что великое литературное произведение есть чудо художественности, рождённое большой стихией — любовью к жизни.

А напоследок — утешительный тезис. Доминирование женского начала (идея замужества) в англосаксонском мире, который является законодателем интеллектуальных мод Запада, уже привело к регистрации однополых браков в 12 странах Европы. Что же касается отсталой России… Хорошо, что мы отстали! Глядишь, и окажемся в передовых, когда последние станут первыми.

Фото: l90/ ZUMAPRESS.com/ Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня