Мнения

Тангейзерова победа

Комментарий Льва Пирогова к решению суда по делу Тимофея Кулябина

  
5518
Тангейзерова победа

Суд оправдал режиссёра Тимофея Кулябина по административному делу в связи с постановкой в Новосибирском оперном театре оперы Вагнера «Тангейзер». Судопроизводство прекращено «за отсутствием события правонарушения».

Если я правильно понимаю формулировку, это означает, что суд не считает вызвавшие споры элементы спектакля (плакат с изображением Христа между раздвинутых женских ног и придуманный режиссёром сюжетный ход с телесными усладами Христа в гроте Венеры) подпадающим под действие так называемого «Закона о защите чувств верующих».

Вероятно, суд счёл, что закон, в названии которого фигурирует слово «защита», должен быть оборонительным, а не наступательным оружием. Если вы приходите со своим искусством в храм, на территорию верующих, и начинаете «что-то там такое вот это всё», — закон действует. А если верующие вторгаются со своими чувствами на территорию, так сказать, храма искусства, закон не действует.

Это логично. Хотя логика не делает рассуждение правильным и бесспорным, она лишь делает его понятным. Будем считать, что мы суд поняли. Чем сильнее человека жалеют, тем более несчастным (или оскорблённым) он себя чувствует и тем больше жалуется. А значит, не надо жалобы поощрять. Религиозной общественности рекомендовано быть сильной.

Это хорошо — для неё. Мы же учим своих детей владеть собой, не подаваться обидам: «На обиженных воду возят», — говорим им. Вероятно и здесь это справедливо. Однако хорошо ли это для общественности художественной? Какие выводы сделает из случившегося она?

Пока только один: Тимофей Кулябин приглашён поработать в Большом театре. Как выразилась некая дама, комментировавшая скандал по радио, «то, что сегодня воспринимается как кощунство, завтра становится классикой».

Как видим, уже завтра. И можно не сомневаться, что классик теперь обрастёт последователями.

Забавно, что «Тангейзер» в интерпретации Кулябина превратился в «историю успеха» (чего и близко нет у Вагнера, опера не о том). Тангейзер Вагнера пребывает в плену порока и борется с ним. Тангейзер Кулябина находится в плену своего художнического эгоизма и с этим не борется. Классический образ объёмен и динамичен, а кулябинский — статичен и однонаправлен. Изменив сюжет оперы, Кулябин выхолостил его смысл. О какой же творческой удаче идёт речь?

Оскорблённые верующие пытались навредить искусству? Ерунда. Интерпретация классических произведений идёт по пути «приращивания смыслов», усложнения оригинала; она тогда является искусством, когда что-то добавляет к нему. Кулябин, напротив, смысл спрямил и упростил, а добавил лишь скандального антуража.

Речь тут не об искусстве, речь исключительно об успехе. И именно успеху спектакля пытались помешать верующие. В том-то и была их цель, чтобы завтра это не становилось «классикой». Однако в этом же должна быть и цель людей искусства. Ну, если они желают добра искусству, а не друг другу.

Как бы не так. Сплошное подписание петиций. А значит, одни становятся сильнее (оттого, что на них повозили воду), а другие — наоборот, слабеют. Пиррова победа выходит.

Вредны ли для искусства ограничения и запреты? В отдельных случаях — да, как правило — нет. Как в воспитании детей важно «выстраивать границы» (прививать ребёнку знание о том, что можно и что нельзя), чтобы мир его был прочным, и чтобы он рос волевым, а не избалованным, так и в воспитании художника — чувство границы равно чувству формы.

В заключение напомню исторический анекдот. Джон Леннон во время одного из интервью сказал: «Мы популярнее Иисуса». И добавил, что неизвестно ещё, что просуществует дольше, рок-н-ролл или христианство. После этого у группы начались большие проблемы в «свободном мире»: отмена концертов и телеэфиров, публичное уничтожение пластинок и атрибутики… Пришлось ливерпульским гениям извиняться, говорить, что их «неправильно поняли» и они «совсем не это имели в виду». И то не помогло. Концертную деятельность пришлось сворачивать.

Сам Леннон потом говорил, что во многом именно этому происшествию мы обязаны тем, что группа, утомлённая «чёсом» с надоевшими им самим песенками для танцев не распалась, а засела в студии и принялась сочинять концептуальные альбомы, открыв тем самым новую страничку в истории поп-музыки.

Ну что тут можно сказать… Повезло!


Снимок в открытие статьи: режиссер Тимофей Кулябин (слева), обвиняемый в осквернении предметов религиозного почитания при постановке оперы Р. Вагнера «Тангейзер», на рассмотрении дела в мировом суде Центрального района /Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня