Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
25 мая 2015 13:46

Общий Солнышко

Сергей Шаргунов о неисчерпаемости исторической памяти

7570

Однажды осенью возле донецкого аэропорта я встретил добровольца с позывным «Князь».

— А почему ты Князь?

— Я из под Пскова. Там родился, — сказал он, и помедлив, наслаждаясь ребусом, объяснил: — Как князь Владимир.

— Да ла-адно… Он же с Киева, — удивился кто-то.

— Во! И вам уже мозги промыли, — радостно вскинулся ополченец, — Владимир много где бывал… Не, а вы не знали, да? — обращался он к суровым товарищам, столь же сурово экипированный. — Он наш… Тогда ваще никаких украинцев не было. Русь общая. И Красно Солнышко общий…

Эта наивно-пылкая речь, напоминавшая об уроке в начальном классе, сопровождалась близкими раскатами. В сущности, тот парень сказал все точно.

Сейчас много спорят про «единую Украину» и про «русский мир», и раскаты опять становятся громче, чаще… А где ответ — что нас разделяет, а из-за чего ни за что не разделиться насовсем?

Святой Владимир — это ведь и правда и Новгород, и Киев, и крымский Херсонес. И Москва тоже? Да, и Москва. Крестил он всю Русь (то есть утвердил ценности милости и человеколюбия). А третьим Римом, как продолжал свой урок ополченец «Князь», с гибелью Византии стала Москва.

Владимир был ключевой фигурой для историографии времен собирания земель и имперского периода, но не только… Даже совсем в другую эпоху, когда гонениям, и лютым, подвергалось духовенство, в советских газетах можно было прочитать правительственное постановление о том, что крещение Руси «являлось в действительности положительным этапом в истории русского народа».

Не выдуть и не вынуть общую память из голов. Разумеется, память о победе, хотя запрещают советские символы. И память о древнем обретении веры (вопреки беснованию толп и адской жестокости бойни). Странным образом эти памяти десятого века и двадцатого века слиты, словно в хрестоматийно-фронтовом симоновском:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ну, вы это стихотворение помните. Помните? Ага… Всем миром, заметим. А какой он — мир? Белорусы — разве не он? Он. Киев — с домом Булгакова на Андреевском спуске и мощами Ильи Муромца в Ближних Пещерах Лавры? Тоже он. Говорят, сейчас решили поставить Владимиру памятник на Воробьевых горах. Многие спрашивают: зачем именно сейчас? Кто-то видит в этом подмигивание Киеву. А, по-моему, это прямой взгляд. Уместный. Но и вневременный. Нам не деться друг от друга. Это утверждение не должно звучать угрожающе. Это закон притяжения. Нельзя уподобляться тем, кто ненавидит, запрещает, клянет, объявляет ворогом. Надо быть шире и выше.

Лучший памятник общей истории — победа таких людей, как ополченец «Князь».

А к конкретному проекту монумента возможны мелочные придирки, возможны и нужны серьезные вопросы. Понятно, что он должен быть сделан достойно, со вкусом. Понятно, что требуется открытое и ясное обсуждение со специалистами и местными жителями. Но вот есть я, живущий рядом с Воробьевыми, и сама идея Князя с Крестом над Москвой кажется мне хорошей. Благословение на радость жизни. И Крест общей скорби.

Ну так пускай появится (привыкнут быстро) еще один узнаваемый символ моего города (а символов этих мало), но главное, символ большего — нас не разорвать.

Не разлучить, хотя кажется: все потеряно, помрачение заливает глаза и дым закрывает небо… Небо-то общее. Славян, как пелось, если помните. И Солнышко общий тоже.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня