Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
9 июля 2015 12:05

Смейся, Варя, громче всех

Как прокатили российского зрителя мимо важного фильма об Украине

11274

Минкульт дал, минкульт взял. Документальный фильм «Варя» Алены Полуниной остался без прокатного удостоверения, выданного ранее. На массового зрителя и без того никто не рассчитывал. Теперь же этот важный по-своему фильм не встретить даже на фестивалях или в телевизионном эфире узкоспециальных каналов. А жаль.

«Варя» — мрачное и беспристрастное исследование того, как человеческое сознание скатывается в бездну безумия. Вечно улыбающаяся героиня (участница «Маршей мира» и либеральных митингов) едет на Майдан, чтобы своими глазами посмотреть, как оно там всё. Время действия — май прошлого года. На Майдане уже разбили грядки, Крым вошёл в состав России, а в одесском Доме профсоюзов в дни съёмок фильма сгорят люди.


Сперва картинка безоблачна. Обитатели Майдана радушны. Город взят ими будто бы без единого выстрела. Но вот в воздухе начинает что-то потрескивать. Седой мужчина взрывается вблизи гостьи негодованием — на кой она припёрлась в его страну (сам он родом с Хабаровского края). Кудахчут торговки: «Правильно! Евреи уехали, пусть и русские уезжают». Варя блаженной улыбкой реагирует на всё происходящее. Анализирует, как умеет: мы же столько зла им сделали, по праву они возмущаются. Эффект Ахеджаковой в действии.

Камера следует за гостьей из России по пятам. Вот она знакомится с «голосом Майдана» и «душой Украины» Владиславой. У той тоже изрядно протекла крыша после бессонных ночей во имя революции. Женщины вместе устремляются вглубь Украины. Всё больше антироссийских реплик. Наша улыбчивая героиня скандирует вместе со всеми про «сало уронили» и прочие совсем не либерального разлива слоганы. А потом её учат стрелять.

В финале фильма Варю увлекает за собой уже не украинская дивчина, а невесть откуда взявшийся горбун в камуфляже. Жизнь подкидывает метафоры интереснее и глубже любых выдумок. А как сделаны кадры купания Вари! Тревожное море накатывает на зрителя. Вот-вот оно слижет остатки памяти, морали и этики. Сознание героини навсегда будет погребено в массовом психозе.

За минувший год всех нас, так или иначе, захватила война. Покривит душой, кто попытается убедить, что остался прежним. «Варя» — прекрасная возможность и полюбоваться безумием, охватившим украинских жителей, и ужаснуться, как легко можно, даже будучи беспристрастным, увлечься на чужом пиру. Солён и горек вкус того моря.

Что же послужило причиной отзыва прокатного удостоверения? По прибытии в Винницу съемочную группу задержали почти на сутки сторонники «Правого сектора». Приезжих сдал фэйсбучный друг Вари по переписке, к которому она и ехала. Алёна Полунина потом рассказывала, что было очень не по себе. Хорошо, что успели оповестить своих киевских друзей о произошедшем. Только Варя в кадре всё так же блаженно улыбается. Невдомёк ей, что из рук блюстителей такого порядка можно и не вырваться. Видимо, именно этот эпизод министерство культуры трактует, как освещение деятельности запрещённой в РФ экстремистской организации «Правый сектор». Бред. Идите, советские фильмы про фашистов запрещайте. Кругом свастики.

Сложно предположить, кто послал сигнал в центр. Фильм транслировался в России трижды, исключительно на фестивалях. В Иркутске на «Движении», в Москве на «Докере» и в Москве же на «Московском международном кинофестивале». В последнем случае совсем тихонечко, без афиш и анонсов. Тут-то, видать, какой куратор в зал и нагрянул. Скорее, даже просто внимательный либеральный зритель зашёл, и как жахнет доносом по искусству. Есть там внутренняя рифма в картине: посиделки у Вари дома, когда, созвав друзей, она рассказывает им про увиденное, очень похожи на кадры в сломанной маршрутке, которая вывозит Варю из Киева. В ней также спорят о политике, пока машина стоит на месте и дымится. Обидненькое сравнение. Иначе не объяснить, почему в марте фильм нареканий со стороны министерства не вызывал, а теперь вот вдруг такой кульбит.

Предпринимая всё новые попытки защититься от потока пасквилей, российские власти тонут в нём всё глубже. Мало кто там наверху в состоянии сформулировать чёткие критерии новой информационной политики. В конечном итоге, нехватка вкуса множится на желание конкретного чиновника скорее пережить эти мрачные санкционные времена. Вот и торопится он скорее замуровать все входы-выходы для любой по-настоящему творческой инициативы.

При нормальном раскладе фильм этот крутили бы по Первому каналу денно и нощно. Это вам не пропагандистские растопырки, тут большое кино работает. Но нет. В итоге с одной руки идёт прикорм откровенно антироссийских киноподелок, а другая, в это время, бьёт по головам тех, кто супротив власти доселе ничего не имел.

Фильм Алёны Полуниной можно увидеть в сети. Пока платно. Но, надеемся, скоро и этот барьер между фильмом и зрителем исчезнет. А минкульту остаётся только пожелать исправить скорее досадную оплошность.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня