Мнения

Пикировка поэтов

Роман Сенчин о том, как политика влияет на культуру

  
2058
Пикировка поэтов
Фото: обложки книг Вадима Степанцова и Всеволода Емелина

События последних лет в России и ее окрестностях уже несколько раз поделило активную часть нашего общества на разные лагери. Были «креаклы» и «путиноиды», «белоленточники» и «поклонногорцы», были «майданутые» и «крымнаши». И так далее. Эпитетов за эти годы было роздано предостаточно.

Страшнее другое — рвались и рвутся приятельские и товарищеские связи, сыпались и продолжают сыпаться оскорбления, обвинения.

Не миновало это стороной и так называемую творческую интеллигенцию. Творчество отступило на задний план, писатели, режиссеры, художники вооружились портативными устройствами для входа в социальные сети и стали строчить воинственные посты, статусы, едкие или одобрительные комменты.

Правда, как говорится, сколько людей столько и мнений, и чуть ли не каждый творческий человек в чем-то не согласен даже со своими соратниками. А каждая мелочь сделалась нынче «принципиальным вопросом». Диалог стал редкостью, дискуссия сменилась срачем…

На этом фоне случилось неожиданное событие — в одной из московских рюмочных сошлись два антипода: Вадим Степанцов и Всеволод Емелин.

Долгие годы различия у них проявлялись чисто на поэтическом поле, но с недавних пор они стали идеологическими противниками. И сошлись они в рюмочной с соответствующими сборниками стихов — Степанцов с названным «Гнусь болотная», а Емелин с «Болотными песнями».

Нет, самое интересное, что оба эти сборника оказались под одной обложкой, сверстанной по типу валета. С одного конца — Емелин, с другого — Степанцов.

Вот какими строками открывается сторона Вадима Степанцова:

О свинцовых мерзостях режима

целый вечер говорила ты,

я же все зевал неудержимо,

поглощая водку и манты.

Крылись тут не мерзости режима

и не экономики обвал.

Я читал во взгляде: «Полежим, а?»

Как самец тебя я волновал…

А вот, после эпиграфов и пролога, что пишет (вернее, писал в начале декабря 2011-го) Всеволод Емелин:

Нет, в выборах есть нечто сексуальное,

Пытаюсь бюллетень засунуть в щель,

Как пенис свой во что-то вагинальное.

Жаль, что не предусмотрена постель.

Холодное и жесткое влагалище,

За всем следит охранник-постовой.

А он не лезет, слышите, товарищи,

Он не стоит, бумажный фаллос мой.

Даже те, кто никогда не читал и не слышал стихов ни Емелина, ни Степанцова, по этим отрывкам угадают, что пишут они сатирические вещи. И, в общем-то, будут правы.

Надо признать, что с сатирой у нас туго. Литераторы сторонятся этого жанра, боясь, видимо, что их примут за юмористов — безобидных пошляков. Сатиру затмила ирония. Не самоирония, а этакая надменная ирония, когда автор умнее и чище своих персонажей. И наблюдая за такими персонажами глазами автора, читатель тоже кажется себе умным и чистым.

У Степанцова и Емелина не только персонажи, но и лирические герои очень несимпатичны. Что ж, и они имеют право судить, оценивать, имеют право голоса. Правда, голос груб, поэтому на обложках их речей ставится значок 18+.

Но не только боязнь прослыть юмористами останавливает писателей обращаться к сатире. В последнее время стало принято говорить даже не то что серьезно, а жестко. Дескать, игры кончились, времена наступили переломные.

Времена у нас в России всегда переломные — даже в безвременье слышится хруст и треск, — и сатирический взгляд никогда не мешал. Даже в гражданскую войну. Такой взгляд помогал не совершить множество ошибок вдобавок к тем, что совершались; не стать нравам настолько жесткими, что уже и дышать невозможно. И потому поэтическое пикирование Степанцова и Емелина оказалось очень даже оздоровляющим для ожесточившихся за последнее время мозгов. Это не мое личное ощущение — я спрашивал об этом зрителей после окончания поединка, они подтверждали.

Впрочем, из представленной книги и тот и другой читали стихов мало. В основном — новые, в которых главной темой была Украина и Крым, нацпредательство, патриотизм…

Можно, конечно, сказать, что погоня за новостями, злобой дня делают такие стихи однодневками, рифмованными информашками. Да, с одной стороны, это справедливо. А с другой, может быть, именно такого рода вещи Емелина, Степанцова и работающих в том же ключе Дмитрия Быкова, Орлуши, Иртеньева, Евгения Лесина, покойного Евгения Нефедова создают летопись настроений людей, реагирующих на так называемые «события общественно-политической жизни». Серьезные и сложные рассуждения, гневные тирады забудутся, а это останется в памяти, кой-какие строки станут афоризмами

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Дмитрий Журавлев
Дмитрий Журавлев

Я поздравляю коллектив, а так же всех читателей и зрителей «Свободной Прессы» с первым серьёзным юбилеем. Для хорошего эксперта интереснее всего хороший вопрос. И ваши журналисты такие вопросы мне задают постоянно. Я считаю ваше издание глубоким и разносторонним. Кроме того, мне важна социальная направленность «Свободной Прессы». Совсем немного в России СМИ, которые отстаивают не интересы элиты, а интересы простых людей, освещают их жизнь, поднимают острые социальные проблемы.
Надеюсь, что издание будет становиться всё популярнее, а я в свою очередь всегда открыт к сотрудничеству.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня