Мнения

Две выставки

Исраэль Шамир: от решения по «Войковской» до Ельцин-центра продолжают кипеть споры о советском прошлом

  
2237
Посетители на выставке "Православная Русь. Моя история. От великих потрясений до Великой Победы" в Манеже
Посетители на выставке «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений до Великой Победы» в Манеже (Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС)

В холодный и пасмурный субботний день огромная очередь вилась по Манежной площади, от памятника генералу Жукову до здания Манежа, и не самым коротким путем. Эта очередь вела одновременно к двум выставкам в одном флаконе, то бишь Манеже. Одна — церковная мультимедийная презентация «Православная Русь. 1914−1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе», а другая — красное советское искусство «Романтический реализм. Советская живопись 1925−1945 гг». Вдумчивый просмотр обеих мог привести к шизофрении и раздвоению личности. А может, они должны уравновесить друг друга в динамическом балансе.

Первая, православная, была активно разрекламирована по всей Москве, и, возможно, она привлекла больше посетителей. Это шершавый язык цифрового плаката, эстетика «Пауэр-пойнт» презентаций, чистая агитация и пропаганда. Парадоксально, но это советская выставка в нелучшем смысле слова. Если бы во времена незабвенного Леонида Ильича была бы такая техника, так выглядели бы уголки агитатора. В такие залы водили бы пионеров и школьников. У сегодняшней выставки установка, конечно, другая, антисоветская, но эстетика и принцип действия — как в 1980 году, без нюансов.

Посетитель выставки узнает, что Россия чуть-чуть не победила в первой мировой войне, что до революции ВВП пер в гору, как на стахановских графиках. Он не узнает о росте задолженности царской России, хотя Россия лидировала в этой области. Относительно советской эпохи подчеркивается враждебность режима к церкви, расстрелы царской семьи, священников. Безумное стихотворение Анатолия Мариенгофа выдается за кредо советской власти. Церковь представляется жертвой безосновательной злобы.

Но реальность сложнее. Часть церкви приняла революцию, а часть — звала на войну с Советской Россией. Наряду с той церковью, которая была с народом, была и зарубежная церковь, которая призывала Антанту и благословляла Гитлера. Иерархи зарубежной церкви не только не покаялись, но и продолжают свою борьбу с давно ушедшей советской властью. Хорошо, что церковь за рубежом воссоединилась со своей матерью — церковью Московской, но плохо, что их топорная антисоветская пропаганда сеет раздор в русском народе. Люди уже читали эти страсти в «Огоньке» Виталия Коротича, видели в фильме Говорухина о России, «которую мы потеряли». В начале 90-х только об этом и говорили, пока приватизировали и раскрадывали народное достояние.

Совсем по-другому представлен советский период на второй выставке. Там мы видим спортсменок Дейнеки, дирижабли Лабаса, рабочие пары Петрова-Водкина, сложные композиции Бродского. Нет, Россию не завалило снегом, что бы ни говорили эмигранты тридцатых годов. Русское советское довоенное искусство потрясает своей силой, динамикой, новым взглядом на человека и вещи. Уже не авангард и модерн-декаданс, — но новый реализм. Кураторы, правда, добавили ложку дегтя в эту бочку меда. Чтобы диссонанс с церковной выставкой не бросался в глаза, картины сопровождены ироническим комментарием, принижающим советское реалистическое искусство. Про Энди Уорхола с его банками тушенки они так иронически писать бы не посмели.

Впрочем, это кураторам не помогло. Со ждановской яростью на них, на кураторов выставки живописи, набросились комиссары авангарда и концептуального искусства, начетчики, из тех, чьи духовные предки писали в журнале «На посту» доносы на Булгакова и Есенина. Анна Толстова в «Ъ» назвала это «выставкой художественной пропаганды эпохи уже почти официально канонизированного товарища Сталина… Пропаганда стыдливо прикрыта названием „Романтический реализм“ и разбавлена искусством свято верующих в соцреализм большевиков … мастеровитых халтурщиков и циничных приспособленцев». Для цепных псов авангарда, «русский реализм… это стиль консенсуса и конформизма». И вообще, у кого есть деньги — покупает Поллока, а не Дейнеку (!). Бабло — самый главный козырь у концептуалистов-антисоветчиков…

Так что споры о советском периоде не хотят улегаться в историческую пыль. От решения по «Войковской» до Ельцин-центра они продолжают кипеть, и выставки на Манеже можно видеть в этом ключе. К слову, выставку романтического реализма продлили на еще две недели, — то есть ее еще можно посмотреть.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня