Мнения / Кризис на Украине

Минск-2: от компромисса к выдвижению собственных условий

Размышления о докладе Центра политической конъюнктуры

  
7015
Во время встречи лидеров "нормандской четверки"
Во время встречи лидеров «нормандской четверки» (Фото: Михаил Палинчак/ пресс-служба президента Украины/ ТАСС)

Большинство аналитических материалов, касающихся минских переговоров и соблюдения сторонами условий договоренностей, строятся вокруг двух тезисов: либо Путин в Минске «слил Донбасс Украине», либо, наоборот, подписание Минска-2 стало какой-то настолько хитрой ловушкой для Порошенко, из которой ему уже не выбраться. И дальше все будет для России и Донбасса меняться только в лучшую сторону. С первым утверждением, как и с любым в корне неверным, спорить сложно. Его сторонники, по сути, играют на вполне объяснимых эмоциях патриотической части российского общества, не учитывая экономические, дипломатические, и политические реалии, забывая о том, что любые международные соглашения — это всегда компромисс и результат некоторого торга. Однако и ура-патриотическая позиция тоже не вполне верна.

Соединенные Штаты, хотя и формально признали необходимость федерализации Украины, но все-таки де-факто заинтересованы как минимум в стагнации конфликта, чтобы сохранить «управляемый хаос» у границ России. Основное же преимущество Украины, как наиболее слабого игрока в переговорах именно в том, что Киеву ни в экономическом, ни в военном плане терять, в общем-то, нечего. Именно поэтому Украина может позволить себе играть роль главного «беспредельщика» в конфликте, саботируя выполнение собственных условий договоренностей или даже грубо нарушая их.

Доклад Центра политической конъюнктуры о политических аспектах Минских соглашений стоит изучить хотя бы потому, что его авторы избежали этих двух эмоциональных оценок. К тому же презентован доклад в весьма подходящее время. С января наступающего года процесс политического урегулирования в Донбассе должен выйти на следующий этап. При этом текущий процесс, связанный с подписанием Минска-2, фактически еще не завершен, так как местные выборы в Донбассе не проведены, а свою часть обязательств, особенно касающуюся конституционной реформы, Киев выполнять не торопится.

Собственно, эта новая предстоящая фаза переговорного процесса и декларируется экспертами в начале доклада: все вопросы, озвученные в феврале, до сих пор остаются актуальными, а стремительно меняющаяся обстановка диктует новые условия. Ценно, что докладчики подробно описали все основные этапы минских переговоров — от их озвучивания «Нормандской четверкой», до последних встреч в Белоруссии, а также указали на главную проблему переговорного процесса: за прошедшие десять с половиной месяцев представители контактных групп не достигли компромисса ни по одному из ключевых вопросов. Прогресс есть только в вопросах о разминировании, освобождении военнопленных, облегчении условий поставки гуманитарной помощи и восстановлении инфраструктуры.

Очень интересна третья часть доклада, где озвучиваются подходы основных участников минских переговоров, — США, ЕС, Украины, ЛНДР и Москвы, — к их выполнению. Тот факт, что Киев настроен на саботаж минских договоренностей с последующей возможностью их нарушения не вызывает сомнений. Также как и приоритетная заинтересованность Европы в мире. Куда интересней позиция Соединенных Штатов, на словах тоже признающих необходимость федерализации Украины. Америка, как главный куратор Киева, безусловно, заинтересована в замораживании конфликта. Логика тут предельно простая: если уж сил поддержать наступление Вооруженных сил Украины в достаточной мере, чтобы оно повлекло за собой окончательное и бесповоротное уничтожение народных республик не хватает, необходимо сохранить законсервированный очаг напряженности под боком у такого сильного геополитического игрока, как Россия. Также очевидно, что Россию такой вариант не устраивает — нам не нужен второй фронт, нам нужен мирный, развивающийся, дружественный России Донбасс. И тут вскрывается слабость позиции нашей страны, требующей досконального выполнения условий договоренностей.

Собственно, и авторы доклада, говоря о дальнейших возможных сценариях развития событий, даже не рассматривают как вариант дальнейшее усиление интеграции республик с Россией. Наиболее реалистичным кажется им перспектива затягивания решения вопроса на 3−5 лет с надеждой на то, что президент Украины и Верховная Рада после переизбрания станут сговорчивей. На наш же взгляд, возможных вариантов развития событий в Донбассе всего два: стагнация конфликта, либо мир. Наступление ВСУ и выход Украины из любых переговоров также означают стагнацию конфликта, поскольку ни Киев, ни Вашингтон не имеют сейчас достаточных ресурсов для силовой реинтеграции республик в Украину и соответствующего давления на Россию.

В стагнации конфликта мы, как было уже отмечено выше, не заинтересованы. Но и мир тоже может быть весьма худым. От консервации ДНР и ЛНР в том виде, в котором они есть сейчас, ничего хорошего ждать не стоит. Донбасс-это промышленный регион, а промышленности необходим регулярный, бесперебойный доступ к ресурсам, коммуникациям, рынкам сбыта. В противном случае, мы в конечном итоге будем иметь дело с убыточной сельскохозяйственной автаркией, что при не самом лучшем состоянии российской экономики далеко не подарок. Если мир означает застой и заморозку интеграции Донбасса с Россией, то он ни к чему не приведет. Именно поэтому нужно требовать от российских дипломатических ведомств в будущем году более решительных действий.

Главное достижение Минска-2, при отсутствии прогресса в переговорах контактных групп, — это признание ведущими мировыми лидерами необходимости федерализации Украины. Если еще год назад Запад в этом вопросе декларировал практически стопроцентную поддержку действий Киева, то теперь даже вице-президент США Джо Байден и сам Барак Обама говорят о необходимости внесения изменений в Конституцию Украины и признания особого статуса Донбасса. Однако это не означает, что в реальных интересах Москвы именно такой проект федерализации. Любые дипломатические соглашения — это всегда компромисс. В данном случае компромисс России и Запада по украинскому вопросу. И если в этом году нам удалось отстоять подобный, нейтральный план по выходу из кризиса, в следующем России необходимо идти дальше и выдвигать собственные, а не компромиссные условия. Тем более что сами республики себя с составе Украины не видят, а Киев систематически саботирует все мероприятия по проведению конституционной реформы. Именно для предотвращения замораживания конфликта, России и нужно выдвигать собственные условия, предлагать системный план будущего развития Донбасса. Описывая основные этапы минских переговоров, подход различных сторон к выполнению обязательств и указывая на слабые места договоренностей, авторы доклада из Центра политической конъюнктуры делают первый шаг к созданию такого плана.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня