Мнения

Когда народ найдет свою правду?

Ответы на важные вопросы современности в книгах советского политзаключенного Леонида Бородина

  
3092
Писатель Леонид Бородин (слева) и директор музея-усадьбы писателя Льва Толстого "Ясная Поляна", праправнук писателя Владимир Толстой
Писатель Леонид Бородин (слева) и директор музея-усадьбы писателя Льва Толстого «Ясная Поляна», праправнук писателя Владимир Толстой (Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ)

«Зол я на мужиков за хомутность ихнюю. Будь они рылом позлее, так ведь любую власть в свою пользу поправить можно! Разве не так?»

Этот отрывок из повести Леонида Бородина «Третья правда» вспомнился мне в трамвае, где народ возмущался грядущим подорожанием проезда. И я тоже почувствовала возмущение: тем, что они возмущаются теперь, когда уже позади выборы в местные органы власти, куда 70 процентов жителей моего региона не явилось. И петицию Антона Ищенко против «оброка на капремонт» не подписывают, хотя на словах недовольны.

Хомутность… Какое меткое, точное слово нашел Леонид Бородин. Не «долготерпение», а именно «хомутность», привычка ходить в хомуте. И относится это не только к простому народу, но и к интеллигенции, большинство которой напрасно приписывает себе независимое мышление.

Повесть Леонида Бородина «Третья правда» актуально звучит в наши дни, хотя писалась она в 70-х годах, а действие начинается в конце 1930-х в глухой сибирской деревне и заканчивается серединой 60-х.

«Третья правда»… Что это такое? Была правда «красных» и правда «белых», между которыми народу приходилось выбирать. Герой же повести Бородина, мужик Андриан Селиванов, считает, что это неправильно, потому что интересы простых людей зачастую оказывались между этими правдами.

«И той недоброй жалостью, какой жалел всех, в землю полегших за правду „красную“, той самой пожалел он за „белую“ правду полегших мужиков; и папаню своего вспомнил благодарно за то, что сберег сына от чужих страстей; и о себе подумал с достоинством, что не положил себя угольком в чужой костер. Еще подумал о том, что, если бы весь российский мужик сообразил так же, как он, кто бы тогда с кем дрался? Ведь красные и белые молотили друг друга мужиком, а если бы он своей правде верен остался, что тогда было бы?»

Своей правде! Или своим интересам, хотя понятие правды несколько более широкое, нежели «личный интерес».

Вот, вышли дальнобойщики на митинги против внедрения «Платона». А остальная Россия их толком не поддержала, словно это больше никого не касается. Некоторое патриотично настроенные граждане писали, что поддерживать дальнобойщиков нельзя, «чтобы не раскачивать лодку». Как будто речь шла о призывах к свержению действующей власти, а не об отмене поборов, которые неизбежно приведут к новому взлету цен.

И как будто патриот должен только хвалить действующую власть, видя все в розовых тонах, а либерал — осуждать и видеть все в черном цвете.

Все это напоминает деление на «красных» и «белых». Есть «либеральный лагерь», есть «патриотический». Выбирай, какой тебе ближе, и вступай в ряды. Пусть маузеры пока не выдают, но зато можно крыть противников в интернете, разругиваться с друзьями и родственниками на почве «высоких идеалов».

А что получается в результате? Народ разобщен. Чтобы лучше понять, взглянем — так сказать, со стороны — на соседнюю Украину, где люди разделились на сторонников и противников Майдана. Однако как при Януковиче власть и олигархи грабили народ, так и новые украинские власти занимаются тем же самым.

В России немногим лучше. И как пример Украины, так и произведения Бородина говорят о том, что даже революция не решает проблем. Потому что вот тут как раз есть риск промахнуться, выйти на баррикады не за свой интерес и в очередной раз остаться в дураках, как осталось в дураках российское крестьянство после Великой Октябрьской. Да и без баррикад многого можно добиться, ежели скинуть «хомутность», нужно только стать «рылом позлее», свою правду помнить. Научиться не зацикливаться на том, что нас разъединяет, а сообща отстаивать свои, народные интересы.

Леонида Бородина (1938 — 2011) давно признали большим русским писателем. Между тем, кого из образованных, думающих людей ни спроси, никто Бородина не читал, и известен он в наше время не намного больше, чем в советские времена, когда его повести печатали только за границей.

Причину я вижу в идейной позиции Бородина. Всю свою жизнь он был бескомпромиссным правдоискателем, а такие люди редко какой власти нужны. Во времена СССР его считали диссидентом, но сам он себя к диссидентам не причислял, как не причислял и к либералам. В 1965 году вступил в Социал-христианский союз освобождения народа, за участие в котором получил 6 лет лагерей. А вступил он в такую организацию потому, что считал, что «коммунисты приведут страну к распаду». И ведь сбылись же его опасения через 30 лет!

Ну а кто развалил страну, если ни перекрасившиеся в демократов коммунисты? Не либеральная же интеллигенция, в самом деле…

О либеральной московской интеллигенции 70-х годов рассказывается в повести Леонида Бородина «Расставание» — произведении, обманувшем ожидания западных диссидентских кругов. Не таких героев от него ждали, не такого описания «прогрессивно мыслящих и лучших». А он взял и показал тогдашнюю либеральную тусовку без прикрас.

«Каждый уверен или, по крайней мере, надеется, что телефон его прослушивается, иначе вы — не личность! Но каждый надеется, или даже уверен, что органы понимают: он человек не опасный, ну, немного иронии, немного вольности…»

«Современному интеллигенту приходится и голову держать гордо, и хвостом вилять шустро, а корпусом примирять между собой гордость и ловчение. Не всякому такое под силу, и тогда кто-то уходит в игру, в религиозность, к примеру. Я таких встречал. Я их терпеть не могу!»

Не правда ли, создается ощущение, будто это сказано в наши дни? Повесть была написана сорок лет назад, а портрет либеральной интеллигенции практически не изменился. Немного иронии, немного вольности… Немного критики власти, но так, чтобы, упаси Бог, не пострадало комфортное бытие. И та же далекость от народа, безразличие к его проблемам и нуждам. Впрочем, и ура-патриоты (именно те, кто любит кричать «не раскачивайте») по сути мало чем отличаются.

А у Леонида Бородина этого безразличия не было, он болел душой за Россию и российский народ. При этом был человеком искренне, а не поверхностно верующим, отличающимся высокой требовательностью к себе, человеком, слово которого никогда не расходилось с поступками.

Поэтому именно сейчас, когда «Россия вновь на перепутье», настало время читать книги Леонида Бородина и находить в них ответы на важные вопросы.

Если мы сможем скинуть с себя хомуты, начиная от гражданской пассивности и заканчивая разобщенностью на почве идеологии, к которой побуждают нас второсортные вожди из разных политических лагерей, то вместе мы сможем сделать очень многое. Без всяких революций, а просто борясь за свои права вместе, всем народом.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня