Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
12 января 2016 08:36

Демоны из внутреннего ада

О чем говорит «идейный» художник Павленский?

5338

Петр Павленский из Бутырской тюрьмы ответил на вопросы «Радио Свобода» и довольно подробно разъяснил идейные мотивы своей недавней акции, которую журналисты окрестили «Двери ада», а сам художник называет «Угрозой».

Название многозначное. Возможно, художник предупреждает нас об угрозе. А может быть, сама акция является угрозой существующему порядку и его силовым ведомствам — напомню, Павленский облил бензином и поджог двери Управления ФСБ на Лубянке. В любом случае, важно получить комментарий из первых рук, от автора и исполнителя акции, который большинство своих интервью дает из зала суда, из-за решетки или из лечебного заведения, где, нужно сказать, акциониста признали вменяемым и отпустили с миром.

Можно спорить о том, признавать ли «Угрозу» объектом искусства, или все же актом «вандализма по мотивам идеологической ненависти», безусловно одно — запечатленное на камеру деяние Павленского имеет явно выраженный символический характер. И библейские аллюзии здесь вполне закономерны. Аскетическое лицо художника на фоне очистительного огня отсылает нас к теме катастрофы, гибели и спасения, греха и праведности — список можно продолжать.

Павленский поясняет, что посредством акции говорит об угрозе, исходящей от организации, которая «в разное время имела разные имена: НКВД, ОГПУ, КГБ, ФСБ».

Цитата: «Организация удерживает власть методом непрерывного террора. Этот метод затронул и жертв красного террора, и все переселенные народы. Колонизированные страны бывшего советского блока, чеченский и украинский народы — это из того, что было совсем недавно. Есть страны, народы, а есть отдельные люди. В послужном списке организации дела, сфабрикованные против Малевича, Филонова, ОБЭРИУтов, Мандельштама и многих других. Но эти люди защищены историей, культурой и, как это ни парадоксально, тем же самым государством, которое их уничтожало. Но есть люди, дела против которых сфабрикованы сегодня. Это Сенцов и Кольченко, это Стомахин и так называемое АБТО. Это наши современники, и их взяла в свое производство террористическая организация ФСБ. Поэтому да, безусловно, я о них говорил».

Здесь пролегает первый идейный разлом сторонников и противников акциониста. В понимании сторонников, ФСБ есть безусловное, окончательное зло. И цель акции — напомнить об этом всему миру.

Но ведь и в понимании большинства противников Павленского ФСБ — тоже отнюдь не добро. Мрачная тень Тайного приказа, Третьего отделения, НКВД и далее по списку витает над русской историей. Учреждение это, как считают, создано для того, чтобы сеять страх и до сих пор справляется со своей задачей. Но история учит нас, что как раз упразднение в феврале 1917 года ненавистного либеральной общественности Департамента полиции с его Особым отделением привело впоследствии к тому кризису власти, за которым и последовал Октябрь и красный террор. НКВД — плоть от плоти революции, к которой нас снова призывают со всех сторон.

Цитата: «Революция нужна нам как воздух. Любое общество и его культура без обновления просто пересыхают и становятся старчески немощными. Само это слово полно красоты и романтики, однако на деле все обстоит гораздо сложнее. Как правило, под видом этой романтики народам впаривают полную туфту. Революция должна идти изнутри. Без этого она превращается в бесконечные революции „говорящих голов“. Одна голова триумфально сменяет другую. Вот и всё. А людьми правит все тот же регламент повседневности. Все те же самые наборы кодов. „Герой, злодей, труженик, преступник, патриот, дезертир и т. д.“ А на деле все определены роддомом, детсадом, школой, работой, пятидневкой или сутки через трое — влюбленные пары, жены, мужья и, наконец, дети. А чем ты будешь кормить детей? Ты должен выкормить их и обеспечить образование, чтобы они получили диплом и их согласились принять на работу. Обман ценою в жизнь. Просто как дважды два. Тело изнашивается, стареет — оно уже не может функционировать без медикаментов. В общем итог этой динамики очевиден. Политические революции необходимы — это встряска и глоток свежего воздуха для народа и его исторической памяти. Но без революций в культуре, без трансформации форм существования все революционные надежды обречены на бесконечный повторный провал».

Достаточно прочесть этот пассаж, чтобы понять — пламенные революционеры и критики существующего общественного устройства не только не имеют никаких конструктивных предложений по переустройству системы. Они даже не понимают, какую именно систему они критикуют.

Да, мы обречены на жизнь в городах-муравейниках. Да, мы заложники психологии наживы, неизменного атрибута капитализма. Многие из нас вынужденные большую часть времени проводить на скучной и тягостной работе. Да, жизнь наша регламентирована государством. Но причем тут ФСБ? При чем тут «Россия — тюрьма народов»? И Путин, наконец? Алчная и неправедная власть, конечно, делает наше существование более тягостным, но от круговорота рождения и смерти, от необходимости зарабатывать свой хлеб в поте лица не спасет никакая перемена власти. И, к сожалению, мы, русские, слишком хорошо знаем, как этот революционный «глоток свежего воздуха» застревает в горле и отхаркивается кровью.

И когда художник Павленский призывает «пересмотреть наше отношение к животному инстинкту страха», мне становится не по себе.

Цитата: «С помощью этого инстинкта аппараты власти управляют нами и лишают нас жизни. Лишают и буквально заставляют изнашиваться в режиме рабоче-выходного дня. И лишают нас той формы существования, которую мы бы выбрали, обладай мы такой свободой. Этот животный инстинкт страха несет для обществ и отдельного человека гораздо больше зла, чем все „Лубянки“ и империалистические государства вместе взятые. Он держится на бездумном желании избежать сиюминутной опасности, но делает неизбежным столкновение с ней в будущем. Этот инстинкт работает против нас, он позволяет угрозе разрастись до столь неимоверного состояния, что с ней уже ничего поделать будет нельзя».

Свобода, которой приманивает нас подобная риторика, всегда, без всяких исключений, заканчивалась хаосом, людоедством, катастрофой. И как бы смело и благородно не звучал призыв к революции, нельзя поддаваться этому пению безумных сирен. Нужно повторять себе вслед за Бродским: «Мир несовершенен. Золотого века не было и не будет». Все, что мы можем — пытаться сделать немного лучше мир вокруг себя. Не делать подлостей, не быть дураками. Не дать себя обмануть в очередной раз.

Человечество тысячелетиями шло к тому хотя бы относительному процветанию, которым можно смело назвать нашу современную жизнь. И помимо борьбы с голодом, эпидемиями, кровососущими насекомыми (которые совсем недавно перестали быть неизбежными спутниками человека), наши предки усовершенствовали и способы сосуществования с демонами ада, которые живут в каждом из нас. Сегодня демоны агрессии, ненависти, азарта питаются суррогатами в виде футбола, бокса, кинематографа, театра и прочих бескровных заменителей. Но нельзя забывать, что их главная пища — смерть.

И хотя Павленский не принимает библейской системы метафор в отношении своей акции, все же от ее символики нам не уйти. Конечно, совершенный им поступок — это публичный ритуал пробуждения демонов нашего внутреннего ада.

Конечно, интервью «Радио Свобода» не содержит метакультурной подоплеки. Это прикладное искусство, главный пафос тут в названии: «Между Россией и тюрьмой разницы нет».

Цитата: «Я бы сказал, что основное отличие в том, что здесь государственность не скрывает себя. Здесь ей не нужна декорация. Формула заботы о безопасности доведена до своей логической завершенности».

Аргументы все те же. И в тюрьме, и на воле художника угнетает отсутствие свободы, подчиненность нелепому регламенту, которому вольное сердце подчиняться не желает. Вспоминается аналогичный случай с активистками «Пусси Райот», которые были задержаны на каком-то митинге уже в США, где они снова против чего-то бунтовали.

И, конечно, художник заблуждается или лукавит, когда регламентирующие (сковывающие свободу) функции государства пытается выдать за исключительно российское изобретение. Государство — единственный способ сосуществования многочисленного сообщества людей. Да, эта форма нуждается в постоянном усовершенствовании. Но разрушить ее — значит разрушить и тончайший слой культуры и цивилизации, который еще предохраняет нас от взаимного истребления.

К тому же возникает резонный вопрос — в какой такой стране Павленскому дали бы свободно поджигать двери государственного учреждения? Ответ напрашивается сам. Ни в одной из тех стран, которые служат нам образцами демократии.

Что уж говорить, живем мы сейчас тяжело и скудно. Над обществом висит груз тревоги за будущее. Воровство и абсурдные решения власти, приводящие к обнищанию и без того нищих людей, вроде платежной системы «Платон», провоцируют недовольство. Высказывать это недовольство мирными способами почему-то стало опасно, и трехлетний срок в колонии, назначенный гражданскому активисту Ильдару Дадину просто за участие в четырех несогласованных протестных акциях. Многие, и автор в их числе, считают это позором российской судебной и правозащитной системы. Этих позорных страниц, к сожалению, становится все больше в хронике текущих событий.

Мы должны говорить об этом. Мы должны сами учиться защищать свои гражданские права, не привлекая для этого «Радио Свобода», фонд Сороса, Госдепартамент США и прочие уважаемые организации. Как это делать — не знаю. Наверное, каждый решает для себя. Кто-то по-прежнему выходит на митинги и одиночные пикеты, кто-то ставит об этом спектакли. Я пишу эту статью.

Нам нужно очень много сделать в ближайшие годы. Не умереть с голоду. Построить гражданское общество. Научить своих же народных слуг уважать свой народ. Нам нужны независимые суды, которые не будут допускать нарушение прав человека. Нужно как-то заставить чиновников красть скромнее, пилить бюджеты с опаской, не отнимать последние гроши у бедных в пользу богатых. И еще нам нужно при всех прочих условиях сохранить свою государственность. Ведь даже если голова завшивела, готовить гильотину, наверное, все же преждевременно.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня