Мнения

А память священна?

Песня Джамалы не несла никакого послания миру а с самого начала была политическим инструментом

  
4453
Джамала во время выступления
Джамала во время выступления (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)

Из всего обсуждения прошедшего скандального Евробаченья, простите, Евровидения в рамках «Свободной прессы» более всего мне понравилось предложение в следующий раз спеть о тяжелой судьбе американских японцев, во время Второй Мировой брошенных кровавым рузвельтовским режимом за колючую проволоку. С точки зрения географии, правда, могут быть вопросы, но ведь была — и была близка к победе — в этом году на конкурсе кореянка из Австралии. Хочу выдвинуть встречное предложение-пожелание: чтобы от Англии был исполнитель с песней о его дедушке и бабушке, активистах партии Освальда Мосли, которых упырь Черчилль запер в 1940 году в концлагерь и продержал там всю войну; профессор Брайн Слипсон, опубликовавший в 1992 году исследование, посвященное этому, по его словам, «самому значительному ущемлению прав человека в ХХ веке», резюмировал его вполне недвусмысленно: «В высшей степени отвратительно».

Вот что еще хотелось бы отметить. Некие отечественные «либералы» с юридической прожилкой собрались чуть ли не в суд подавать на Эрнеста Мацкявичюса и Дмитрия Губерниева за то, что он во время трансляции назвали песню Джамалы «рассказывающей о людях, покинувших родную землю в поисках лучшей доли». Непонятно, почему русский Губерниев и обрусевший литовец Мацкявичюс вообще должны разбираться в смысловых нюансах песни на крымскотатарском от украинской исполнительницы, непонятен и механизм возможных санкций (у нас есть закон о репрессированных народах, но, кажется, нет ничего о наказании за некорректные трактовки самого факта репрессий). Но вопрос на самом деле шире.

В мировой истории было несколько грандиозных, затронувших один либо несколько народов трагедий, память о которых нужно хранить всему человечеству просто в назидательных целях, чтобы произошедшее никогда не повторилось; при этом гальванизировать память об этих трагедиях судебными преследованиями за их не отрицание даже или осмеяние, а просто за обывательское забвение — затея не из числа однозначных. Однако память о большинстве национальных трагедий по-настоящему, не для галочки хранят лишь сами затронутые ими народами, причем факт собственного одиночества на страже памяти о своей боли вполне осознавая.

Соответственно, даже самые пронзительные и глубокие песни, спетые о своих трагедиях представителями пострадавших народов, в глазах остального мира достаточно быстро теряют национальную привязку. Глубина и пронзительность не уходит, просто она возвышается и одновременно редуцируется до общечеловеческого звучания.

Скажем, замечательная песня Саруханова «Скрипка-лиса/Скрип колеса», посвященная, как явствует из клипа к ней, одновременно геноциду армян 1915 и исходу евреев Российской Империи за океан (событие, единая оценка которого вряд ли возможна всеми затронутыми сторонами, но которое сами евреи имеют право трактовать как свою трагедию). Обидится ли Саруханов, если при нем скажут, что это песня о поиске скитальцами нового пристанища ВООБЩЕ? Сомневаюсь, мне кажется, даже наоборот. Или совершенно гениальный «Зомби» The Cranberries. Многие ли за пределами Ирландии сейчас навскидку скажут, каковы побудительные мотивы и конкретная почва этой песни? Не думаю. Но вряд ли Долорес О’Риордан заистерит и тем более побежит в суд, если ей сказать, что это песня об ужасе смерти и особенно об ужасе детской смерти, о том что жизнь лучше смерти ВООБЩЕ, а не конкретно жизнь ирландских детей лучше их гибели.

Соответственно, все эти метания вокруг песни Джамалы однозначно говорят, что никакого послания миру и даже самому крымскотатарскому народу о его трагедии она не несла, а с самого начала рассматривалась исключительно как политический инструмент. О том, что нынешние страдания татар в Крыму существуют лишь в воспаленных мозгах Айдера Муждабаева и активистов Меджлиса*, я и вовсе промолчу, сие трюизм. Да вот и замечательная Диана Кади называет произошедшее провокацией, никак не служащей интересам крымских татар, а куда больше вредящей им. Впрочем, сомнений на сей счет не было изначально.


* 18 апреля российский Минюст приостановил работу «Меджлиса крымско-татарского народа». Его внесли в список экстремистских. По данным прокуратуры Крыма, лидеры меджлиса Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров и Ленур Ислямов причастны к диверсиям против жителей региона.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня