Дорога с грифом «заморожено»

Почему не удается довести до ума «железку» в Якутии?

  
2813
Дорога с грифом «заморожено»
Фото: предоставлено автором

В перечне десяти железнодорожных разъездов от станции «Томмот» до станции «Нижний Бестях» в Якутии напротив наименования «Рассолода» стоит прочерк.

Это вовсе не означает, что разъезд в этой местности не был построен. Он был и стоял, как и все остальные, новехонький — со специально оборудованным домом, где располагается кабинет дежурного станции с полной компьютерной начинкой и средствами связи, комнатой отдыха, кухней и — чудо для якутской тайги — теплым туалетом. Рядом — мини-электростанция, работающая на дизеле, небольшой перрон, железнодорожные пути, оборудованные системой микропроцессорной централизации. Для понимания вопроса: без этой системы дежурный станции должен хоть в плюс 40, хоть в минус 55 (а именно такие температуры бывают в Якутии летом и зимой) выйти, пройтись по путям и вручную передвигать стрелки для прохода железнодорожных составов. С волшебной системой МПЦ этого не требуется — нужно просто пару раз нажать мышкой компьютера и стрелки сами, автоматически, передвинутся в нужном направлении.

Читайте также

Но, вернемся к «Рассолоде», где все это современное по нынешним временам железнодорожное убранство было. Именно так, в прошедшем времени — было. Не стало этого разъезда по одной и очень банальной причине — его просто-напросто… растащили.

Почему это произошло и почему об этом мало кто знает — тема для отдельного материала. Но все дело в том, что этот разъезд, как и остальные станции на железнодорожном пути от Томмота до Нижнего Бестяха (это еще и населенные пункты в Якутии) находятся в так называемой временной эксплуатации. То есть они как бы есть — со всеми станциями, а в Нижнем Бестяхе даже с очень большой и красивой станцией. И по ним даже иногда четыре раза в сутки проходят поезда, но пассажиры по ней не ездят, полноценно она не работает.

Вопрос с этой железной дорогой завис несколько лет назад, когда возникли разногласия между заказчиком и генподрядчиком.

А ведь дорогу эту — Амуро-Якутскую магистраль — на участке от Томмота до Нижнего Бестяха строили с 1997 по 2013 год, истратили на нее миллиарды рублей, но она до сих пор не живет полноценной жизнью. И сотни километров железнодорожных линий, и разъезды, и станции, и люди, которые все равно работают на этой железной дороге, находятся… почти в полной тишине. Потому что вокруг тайга, бродят волки, медведи выходят к станциям, а поездов — раз-два и обчелся.

Миллиарды бюджетных денег вложили, а результата — ноль! «Рассолоду» уже растащили. А та самая большая, красивая и хваленая станция «Нижний Бестях» стоит посреди тайги как дворец с потухшим табло, начинает обсыпаться и идти трещинами. И отапливается в суровые якутские морозы просто так — чтобы было.

Вы только на секунду представьте себе всю эту картину и вдумайтесь в смысл происходящего!

Сенатор от Якутии Вячеслав Штыров, который в начале 2000-х эту самую «железку» тянул всеми силами, на недавнем отчете вице-премьера Аркадия Дворковича в Совете Федерации так и сказал: «Аркадий Владимирович, вы, пожалуйста, достаньте ручку и запишите, что в Российской Федерации строится железная дорога Беркакит-Томмот—Якутск. Это единственная железная дорога, которая строится в стране. По ней выпущено два постановления правительства РФ, 2004 и 2008 гг., она должна была быть введена в эксплуатацию в 2013 году, сейчас 2017 год, но этого не произошло. На нее истрачено 47 миллиардов рублей, осталось два миллиарда. Стройка заморожена из-за организационных вопросов, которые касаются Агентства железнодорожного транспорта, подрядчиков, заказчиков и так далее. Это как вообще понимать?»

Фото: предоставлено автором

Что будет дальше с этой железной дорогой, когда она полноценно заработает, достоверно не знает никто. Говорят, что уже в этом году. Только верится как-то с трудом. Вокруг суды, банкротства, разговоры-переговоры, а миллиарды рублей просто-напросто вморожены в землю.

Зато в 2011 году президент Российской Федерации Дмитрий Медведев принял участие в укладке «золотого звена» на конечной станции этой железной дороги. Торжественно все было, аж загляденье. Он стоял на морозе, без шапки, демонстрируя всем своим видом бесстрашие и гордость за окончание такой большой и такой важной стройки века.

И что в итоге?..

Читайте также

Нужно все — проектное управление и офисы, наноразработки, трубы, которые перекачивают недра за рубеж, совещания, конференции и политические клубы. Все нужно, кроме одного — реального развития собственной страны. А все потому, как я думаю, что и страна-то эта, Россия, кроме простых россиян никому не нужна. Только деньги, деньги, деньги и возможность достать еще больше денег и желательно уехать за рубеж — предел мечтаний основной части политической элиты.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня