Мнения / Наука и техника

Фальстарт «летающего космодрома»

Почему проект американской компании Stratolaunch System обречен на провал

  
8189
Cамолет-носитель Stratolaunch
Cамолет-носитель Stratolaunch (Фото: stratolaunch.com)

В журнале Forbes с легким удивлением прочел одновременно алармистскую и слезливую статью о первой выкатке американской компанией Stratolaunch System своего самолета-носителя, состоявшейся 31 мая.

Автор — Вадим Лукашевич, сначала устраивает пляски с бубном вокруг проекта авиационно-космической системы (АКС) миллиардера Пола Аллена и инженера Берта Рутана, а затем в неповторимой славяно-евразийской манере наматывает сопли на волосатый кулак. Суть проста: супостаты-американцы сподобились обогнать СССР/РФ с их прожектами подобных систем, выкатили свой самолет-носитель и теперь, все — «пропала матушка-Русь».

Просто несколько цитат из статьи с сочным названием «Летающий космодром Пола Аллена: как Россия снова утратила приоритет», чтобы было понятно. В начале месье Лукашевич дает читателю представление о двух путях выхода на орбиту — ракетном и авиационно-космическом. Последний, по его мнению, незаслуженно проиграл первому:

На заре космонавтики конкурировали оба варианта, но затем ракетный путь, первым добившись успеха, монополизировал доступ в космос, создав множество политических, экономических, организационных и финансовых препятствий авиаконструкторам. Сегодня это является главным препятствием появлению полноценных авиационно-космических систем. Для Советского Союза и России — неподъемным…

Коварный Лукашевич только почему-то не знакомит читателей с примерными данными по себестоимости подобных запусков для «гражданского космоса». А ведь именно поэтому практически все АКС оказались ограниченно востребованными, причем не столько в СССР, сколько в США. Что же касается «военной сферы», то американцы в 1959 — 1971 годах вдоволь «набаловались» с «изделием» (самолет-ракетоплан) Х-15, а сейчас у США развивается авиационно-космический проект Х-37, в мае завершивший свою четвертую орбитальную миссию. Ничего подобного никто в мире не имеет, и конкурировать тут с американцами просто бесполезно. Но об этом тоже умалчивается.

Выкатка нового уникального самолета — это не только победа Америки, это фиксация нашего поражения в гонке, в которой мы опережали весь мир на десятилетия, это безвозвратная потеря еще одного нашего приоритета, который мы так и не смогли довести до полномасштабной реализации.

Простите, но кого обгоняли? И зачем, главное? Если у США экспериментальный самолет-ракетоплан Х-15 совершил первый полет в 1959 году, а на высоту свыше 80 километров — в 1962 году, а в СССР только в 1962 году признали целесообразным начать работы над орбитальным ракетопланом? И сами работы были начаты лишь в 1963 в ОКБ-155 Артема Микояна (проект «Спираль»)? Мне кажется, уважаемый автор заметки с кричащим заголовком пытается немного надуть своего доверчивого читателя — причем как «ватного патриота», так и ехидного либерала.

Наконец, главный вопрос: а с какой стати выкатка самолета-носителя Stratolaunch является «фиксацией» некоего преимущества вообще? От авиационно-космических систем военного назначения СССР в конечном итоге отказался, а РФ даже не предпринимала в этой области ничего серьезного, кроме перетягивания тоненького бюджетного каната между ведомствами и рисования эскизных проектов.

Безусловно замечательно, что компания Stratolaunch System сумела за 6 лет создать потрясающий воображение самолет-носитель: аппарат с размахом крыльев 118 метров, длиной 72 метра и высотой 15 метров, с нормальной взлетной массой в 544 тонны. Самолет Stratolaunch сможет поднимать ракету-носитель массой около 225 тонн, подвешивая ее под крылом между двумя фюзеляжами, и доставлять ее на расстояние до 2200 километров в точку воздушного старта на высоте 9100 метров над акваторией Тихого или Атлантического океанов. Наконец, американцам удалось подвинуть с первого места в списке самых больших самолетов в мире советский Ан-225 «Мрия». То, что американские инженеры оказались способны создать такой аппарат — это нормально, ибо США являются технологическим лидером планеты. Но!

Поскольку этот проект не военный (или не чисто военно-государственный), то его ключевой компонентой будет себестоимость запуска и в конечном итоге — условная стоимость одного килограмма полезного груза, выводимого на орбиту. Пока проект Пола Аллена и Берта Рутана предполагает вывод на низкую околоземную орбиту (НОО) до 6 с небольшим тонн полезного груза. Это немного по сравнению с каким-нибудь «Протоном», способным вывести на НОО до 20 тонн по цене 3500 долларов за килограмм и выиграть тут можно только за счет оперативности. Однако, снизу (по ценовой и весовой категории тех же спутников) проект явно подпирает рынок запусков легких и сверхлегких ракет-носителей, готовых в ближайшее время за более чем умеренные деньги оперативно выводить на орбиту нано- и микро-спутники весом до 100 килограммов.

Самое смешное — Stratolaunch System приходит не на пустой рынок авиационно-космических орбитальных запусков! Созданная еще в 1982 году в США компания Orbital Sciences Corporation (с 2015 года — Orbital ATK), с 1990 года уже провела более полусотни воздушных запусков (то есть, с борта самолета-носителя) ракеты-носителя «Пегас»! Как упоминалось выше, экономика подобных запусков, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Общая стоимость в 40 млн долларов при максимально полезной нагрузке до 443 килограммов, плюс по законодательным ограничениям большинство запусков идет в государственных или военных целях. То есть, детище Пола Аллена и Берта Рутана должно доказать свою эффективность хотя бы по сравнению с запусками Orbital ATK. Но случится это в лучшем случае лишь через несколько лет. И об этом месье Лукашевич также забывает упомянуть.

Первый экспериментальный полет самолета-носителя Stratolaunch запланирован на 2019 год и только потом станет окончательно ясно, будет ли этот проект экономически успешным и главное — технически надежным и безопасным. И претворятся ли в жизнь все те бурные авансы, которые даются этому проекту. Нельзя забывать, что история космонавтики и авиации буквально набита предприятиями и моделями, которым прочили блестящее будущее, а они тихо-мирно сползли куда-то на обочину и абсолютно потерялись там (например, недавно мною упоминался проект «Морской старт» — вроде неплохо задуманный, но в реальности хронический убыточный и бесполезный).

Можно вспомнить предыдущий проект Берта Рутана и Пола Аллена — космический туризм TierOne (основан еще в 1996 году) и суборбитальный аппарат SpaceShipOne. Последний был построен и в 2003 — 2004 годах совершил 17 полетов. Компания прогремела на весь мир и получила приз Ansari X-Prize в 10 млн долларов, а затем принялась строить новый аппарат — SpaceShipTwo. Его заказчиком стала основанная в 2004 году Бертом Рутаном и Ричардом Брэнсоном компания Virgin Galactic. Казалось бы, что мешает закрепить успех?

Но нет. За последние 13 лет компании не удалось совершить ни одного коммерческого рейса с туристами на борту. Хуже того: первый корабль из серии в 5 воздушно-орбитальных судов — VSS Enterprise, в октябре 2014 года потерпел аварию во время испытательного полета, из-за чего погиб один из летчиков-испытателей. И до сих пор никакого бурного развития орбитального туризма на нашей планете пока не случилось (хотя если почитать прессу прошлого десятилетия, то такое будущее у красивого проекта вряд ли кто предполагал)…

Источник

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня