Турецкий поток туристов

Почему российские курорты не могут конкурировать с пляжами Антальи

  
10295
Турецкий поток туристов
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Отмена ограничений на отдых россиян в Турции уже в 2017 году продемонстрировала у туристов из РФ полное превалирование прагматизма и консюмеризма над патриотизмом. В общем, как всегда.

Как пишет издание «Ведомости», в январе-июне 2017 года только в аэропорту Антальи было зафиксировано прибытие почти 1,7 миллионов туристов из России. Для сравнения — в аналогичном периоде 2016 года приехало всего 300 тысяч человек (в 2014 году, для сравнения, их было 1,5 миллиона человек). Это были прямые последствия тогдашней «недружбы» Москвы и Анкары, причиной которого стало уничтожение российского самолета турецким истребителем на севере Сирии в ноябре 2015 года. Поэтому, в условиях отсутствия дешевых чартеров и введенного ограничения на туры, курорты Турции в 2016 году посетили лишь 800 тысяч россиян.

В этом году все будет иначе. Как считают эксперты, речь идет о прогнозируемых 2,5 — 3,5 миллионах россиян на курортах Турции за 2017 год:

«Ассоциация туроператоров России прогнозировала, что за весь 2017 год в Турцию приедет 2,3−2,5 млн россиян. Основатель Onlinetours Константин Победкин считает, что больше — 3−3,5 млн».

С учетом того, что каждый такой турист приносит экономике Турции около 1000−1500 долларов, то совокупная выручка страны составит от 3 до 5 миллиардов долларов. На самом деле, это не так много, но весьма показательно. Ведь турецкая туристическая индустрия снизила стоимость путевок для россиян, что стало выгодным для них на фоне курортов Краснодарского края или Крыма, в котором цены как раз поднялись.

В связи с этим Крым уже вряд ли может позволить себе повторить «успех» 2016 года, когда полуостров посетило до 5,4 миллионов туристов. Но тут важна не только цифра этого трафика. Главное — это сколько тратят туристы и насколько развита инфраструктура на курорте. Беда Крыма заключается не только в более коротком, по сравнению со средиземноморской Турцией, сезоне, но и в десятилетиями разрушавшейся инфраструктуре и хронической недокапитализации. При Украине полуостров превратился в самый натуральный бомж-пляж.

Так, в 2012 году Крым принял до 6,1 миллионов туристов, а в 2013 году — около 5,9 миллионов человек. Это были рекордные показатели за все постсоветское время. В 2005 и 2006 году, например, на полуострове отдыхало в среднем около пяти миллионов человек и это считалось своего рода «пиком» с 1992 года. При этом до двух третей отдыхающих приходилось на украинцев, которые после дефолта 2008 года использовали Крым как «экономный отдых». Для инфраструктуры, конечно, это было разрушительным, ибо такие отдыхающие часто вообще не приносили денег отрасли (люди приезжали на своих автомашинах со своими палатками, и даже со своей едой).

В среднем, при 5−6 миллионах туристов в нулевых годах экономика полуострова получала до 1−1,3 миллиарда долларов, а бюджет АР Крым — от 100 до 180 миллионов долларов. То есть, каждый «усредненный» отдыхающий оставлял в Крыму лишь около 200, максимум, 250 долларов. Тогда как небогатая по европейским меркам Болгария в 2013 году привлекла до 7 миллионов туристов (из России, Германии, Польши, Украины и так далее) и получила от этого потока около 3 миллиардов евро. То есть, 1 отдыхающий дал Болгарии около 450 евро — почти в 2,5−3 раза больше, чем оставил бы в Крыму!

И чтобы Крым превратить в курорт, способный конкурировать с Болгарией или «эгейской» Турцией, в этот регион нужно вложить реально гигантские суммы — речь идет о десятках миллиардов долларов. Нужно строить транспортную инфраструктуру, в первую очередь, автомагистрали (трасса «Таврида», например, обсуждается уже четвертый год, и ее стоимость лишь выросла с 85 до 140 млрд рублей), электростанции, очистные сооружения, давать льготные кредиты на строительство гостиниц, зон отдыха, парков, вводить жесткие санитарные нормы (проблема свалок в Крыму как стояла остро при Украине, так никуда и не исчезла до сих пор) и так далее, и так далее. Способна ли на это современная Россия, у которой нет ни финансовых, ни интеллектуальных, ни технологических (энергомост с Кубани удалось построить только благодаря китайцам, а газовые турбины для ТЭЦ Крыма приходится тайными тропами заказывать у Siemens), ни промышленных возможностей? Например, когда будет достроен Керченский мост (стоимостью в четыре млрд долларов), то на полуострове необходимо «разворачивать» всю транспортную инфраструктуру, которая ориентирована сейчас на север. Будут ли на это деньги?

Вопросов очень много, а живут люди прямо сейчас. Поэтому российские туристы, к сожалению, голосуют пока однозначно в пользу Турции. Благо, еще и рубль относительно стабилен.

Reddevol

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Вячеслав Смирнов

Директор Научно-исследовательского института политической социологии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня