Мнения / Туризм

Дороги прочнее государства

Магистрали Древнего Рима сегодня попирают шлепанцы беспечных туристов

  
2238
Дороги прочнее государства
Фото: sine-or.livejournal.com

Знаете ли вы, что дороги — одно из начальных изобретений древнего «Военно-промышленного комплекса», с которым случилась самая, настоящая «конверсия»? Ведь их затевали исключительно для «милитаристских» нужд, однако постепенно оценили экономическую выгоду и перевели на уже «мирные рельсы».

Первая мощёная дорога появилась аж в 312 году до нашей эры между Римом и Капуей. А потом — пошло-поехало. Да-да и «поехало» тоже, ибо не зря предусматривались специальные пешеходные переходы, вдруг кого ненароком колесницей собьёт? Не то, чтобы они «летали» туда-сюда, но на всякий случай во избежание ДТП. Такие вот, условно говоря «зебры», как в Помпеях:

Конечно, «все дороги ведут в Рим». А как же иначе? Именно Вечный город их придумал и осуществил. Там даже установили «нулевой километр», или, как говорили жители Древнего Рима, «золотой миллиарий» на главной площади — Форуме ещё во времена императора Августа. Отсюда начинался отсчёт всех «путей сообщения», которых с течением времени «набежало» свыше 85 тысяч (ни фига себе!) километров, соединявших между собой более 370 городов и посёлков. По крайней мере, столько перечисляет «итинерарий Антонина Августа» — своеобразный атлас древних магистралей — на конец третьего века нашей эры.

Читайте также

Но за всё надо платить! Если «гуси Рим спасли», то дороги его погубили — существует научное мнение, что благодаря им варвары могли легко осуществлять свои «блиц-криги».

Фото: sine-or.livejournal.com

Первые направления сооружались древним «стройбатом» — солдатами, позже к процессу стали подключать рабов и местное население. Чаще всего строили не «с начала в конец», а отдельными участками, которые потом соединяли друг с другом. Поэтому качество было не «равномерным», а зависело от того, кто конкретно и где «приложил руку». Параллельно возникала «инфраструктура» — например, указатели вроде этого, сообщающего о лупанарии поблизости. От латинского «lupa» — «волчица» — так тогда называли проституток. Приглядевшись, поймёте, что к чему:

Фото: sine-or.livejournal.com

Ни где так не ощущаешь время, как на древнеримских дорогах, сохранившихся отдельными фрагментами до сих пор. Я не стеснялся опираться на них «точкой опоры» и чуть ли не физически чувствовать «дыхание тысячелетий»: шарканье сандалий, шлёпанье босых ног и скрип колёс. Подумать только, СКОЛЬКО помнят эти камни -«флешки»! Сразу осознаёшь — у человечества есть только два по-настоящему серьёзных вызова — время и расстояние. А мы отвлекаемся на всякую ерунду…

Фото: sine-or.livejournal.com
Фото: sine-or.livejournal.com
Фото: sine-or.livejournal.com
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня