Прощание с Донбассом

После ввода миротворцев в ЛНР и ДНР от идеи федерализации Украины придется отказаться

  
26051
Прощание с Донбассом
Фото: AP/TASS

После неожиданного согласия Москвы на ввод миротворцев на территорию ЛНР и ДНР появилось некое подобие определенности в будущем этого региона.

5 сентября президент РФ Владимир Путин предложил ввести на линию разграничения украинских войск и сил непризнанных ЛНР и ДНР на юго-востоке Украины корпус международных миротворцев ООН. Пикантность такому заявлению придала его неожиданность. Украина уже более двух лет оглашает мировое политическое пространство жалобными просьбами о вводе «голубых касок», а РФ категорически выступал против.

Правда, Владимир Путин сделал четыре оговорки. По его словам, миротворцы ООН могут появиться в Донбассе — при условии, что их задачей будет обеспечение безопасности мониторинговой миссии ОБСЕ. Еще одно требование — «голубые каски» должны находиться на линии разграничения противоборствующих сторон, а не на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Третья оговорка: по словам российского лидера, решение этого вопроса может произойти «лишь после разведения сторон и отвода тяжелой техники». И наконец, в-четвертых, как убежден Владимир Путин, для размещения в регионе контингента ООН необходимо установить «прямой контакт» с представителями Донецка и Луганска.

Читайте также

Спустя неделю, 11 сентября, глава российского государства после разговора с канцлером ФРГ Ангелой Меркель снял одно из своих условий и согласился на присутствие миротворцев по всей территории непризнанных республик. В среде политических комментаторов сразу же родилась идея об очередной «многоходовке» Кремля.

— …Самый принципиальный вопрос для Киева — контроль над границей между непризнанными республиками и границей с Россией. В этом вопросе пока никаких подвижек нет.

— Дело в том, что Москва уже несколько раз пошла на уступки. Первый раз — озвучив эту инициативу. Второй раз — сейчас, согласившись, чтобы на всей территории ДНР и ЛНР действовали эти миротворцы. Но во всем соответствовать только точке зрения Киева — это уже не согласование позиций, а односторонний ультиматум. И если украинцы, не согласившись на такие уступки и встречные шаги Москвы, будут упорно гнуть свою линию, то это даст возможность тем же западным партнерам обвинить Киев в недостаточно конструктивном подходе. И, соответственно, создается вариант, о котором сейчас с неким опасением говорили мои собеседники в Киеве, что пятерка постоянных членов Совета безопасности примет вариант резолюции, предложенный Москвой — где-то поправленный, но, тем не менее, это будет тот документ, с которым Киев будет вынужден согласиться, поскольку у него нет права вето в Совете безопасности, а с нового года и не будет членства.

Вишенка на тортике этих упражнений — избавление хотя бы от европейских санкций, которых по факту в отношении РФ и не существует. Идея «раскола» Запада и игры на этих противоречиях у российских комментаторов в последние несколько лет занимает основное место в их построениях. И в принципе, надо признать, что Москве удавалось почти три года после присоединения Крыма и начала войны в Донбассе избегать серьезной реакции. Но сейчас ситуация немного изменилась в связи с тем, что США решили действовать в украинском вопросе в некотором отрыве от своих европейских «союзников», введя в августе 2017 года новые и уже более действенные ограничения.

Нельзя сказать, что они наносят фатальный ущерб, но, например, строительство газопровода Nord Stream 2 из-за них оказалось в финансовом плане осложнено:

Новые санкции США против российских экспортных трубопроводов начали мешать строительству «Северного потока — 2» самой угрозой их применения. «[Санкции] делают финансирование таких проектов, как „Северный поток — 2“, практически невозможным», — заявил гендиректор OMV Райнер Зееле. Стоимость второй очереди «Северного потока» оценивается в 9,5 млрд евро. «Газпром» — единственный акционер Nord Stream 2 AG, которая строит этот трубопровод. В апреле 2017 г. «Газпром», Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall подписали соглашение о модели финансирования стройки. Европейские компании обязались предоставить до 4,75 млрд евро в виде долгосрочных кредитов. Часть средств — $ 1,425 млрд (по $ 285 млн каждая) — партнеры обязались выделить в 2017 г. и успели сделать это еще до введения новых американских санкций. На ту же сумму «Газпром» докапитализировал Nord Stream 2 AG.

Таким образом, «Северный поток — 2» получил 30% финансирования. Оставшиеся 70% (около $ 6,5 млрд) «Газпром» рассчитывал привлечь в виде проектного финансирования. В качестве кредиторов рассматривались и европейские банки, но американские санкции ставят их участие под большой вопрос.

Соответственно, газовой корпорации придется надеяться больше на себя, и поэтому ее инвестиционная программа на текущий год уже скорректирована в сторону увеличения до 1,13 триллионов рублей. И это не считая нефинансовых рисков, навроде недавнего демарша Дании, пригрозившей заблокировать прокладку газопровода в своих территориальных водах у датского острова Борнхольм в Балтийском море.

По отдельности все это не выглядит критичным, но в целом — приводит к неизбежному удлинению проекта и его удорожанию. Другая проблема, которая затронула крупнейшие государственные банки России — Сбербанк и ВТБ — это невозможность финансировать предприятия военно-промышленного комплекса страны из-за гипотетической угрозы американских санкций, которые вступят в силу в начале следующего года:

Новые санкции США грозят перекрыть жизненно важный канал для финансирования военно-промышленного комплекса России, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на четырёх человек, знакомых с ситуацией и пожелавших остаться анонимными. В связи с этим крупнейшие российские государственные банки (Сбербанк и ВТБ) ищут способы, как обойти эти ограничения или минимизировать их влияние на финансирование ВПК.

Читайте также

Посмеяться над этими страхами российских госбанкиров в духе «„Искандеры“ усмехнулись» не получится точно. Все крупные банки РФ, прежде всего, государственные, до сих пор открыто подчиняются постановлениям Нацбанка Украины и плевать хотели на федеральные законы РФ о воссоединении кого-то там с кем-то. Так что затянувшуюся историю с Донбассом решать придется немного быстрее, чем предполагалось.

Окончательная цель действий Москвы обозначена неоднократно — «Донбасс часть Украины», и чередой мелких уступок РФ начал продвигаться к ней более активно. Надежды евразийских аналитиков на «раскол западных элит» выглядят пока немного наивными, ибо ключевая позиция США и их «европейских партнеров» — это «деоккупация» Донбасса и Крыма. И только после этого будет решаться вопрос с санкциями против РФ.

Что касается позиции российского МИД РФ и Кремля и бесконечного говорения про «минские соглашения», их нельзя воспринимать чрезмерно серьезно — этот словесный водопад маскирует довольно волатильные принципы. Собственно, у Москвы и Евросоюза вообще никаких принципов в набившем всем оскомину «украинском вопросе» давно нет. Идея же заставить Киев пойти на федерализацию и признание особого статуса Донбасса не была ничем подкреплена и оказалась пустой.

Поэтому Сергей Лавров, спокойно обсуждающий сейчас с «украинскими и американскими партнерами» условия приема международных миротворцев в Донбассе (противоречит минским соглашениям), еще в апреле 2017 года категорично отрицал такую возможность (противоречит минским соглашениям) и рекомендовал Киеву наладить диалог с «сепаратистами» из Донецка и Луганска…

Reddevol

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня