«Евробляхи» для птенцов Авакова

Сколько «заработали» украинские чиновники, купив для страны бывшие в употреблении, ненадежные и дорогие вертолеты?

  
2441
На фото: Арсен Аваков
На фото: Арсен Аваков (Фото: Zuma/ ТАСС)

Модная сейчас теория «окон Овертона», названная по имени американского психолога Джозефа Овертона (1960—2003 гг.), утверждает, что даже в самое здоровое общество можно внедрять асоциальные и разрушительные идеи, если делать это последовательно и незаметно, пишет колумнист украинского изданий «2000» Ярослав Дмитренко.

Украинское общество здоровым не является, оно разделено по многим чувствительным вопросам, поэтому навязывать деградационные проекты удается быстро и с минимальными усилиями. Продемонстрировать это можно на примере «вертолетов Авакова», которые МВД за государственный, т. е. за счет налогоплательщиков, собирается приобрести у французского концерна Airbus, а если точнее, то у частной компании.

Когда в марте глава МВД Арсен Аваков и министр Европы и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан подписали в Париже соглашение о покупке 55 вертолетов и создании для них центра технического обслуживания, проект подвергся критике лишь немногими СМИ, в т. ч. еженедельником «2000», в основном из-за несоблюдения интересов национального производителя вертолетов — ПАО «Мотор Сич».

Подписание второго этапа соглашения состоялось 29 мая опять же в Париже с участием Арсена Авакова и министра — госсекретаря экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан. И опять легкий ропот непонимающих, как можно ставить интересы иностранного производителя выше отечественного. Но и его легко заглушил хор сторонников стратегического европартнерства.

Пожалуй, самым весомым аргументом против заключения контракта с французским концерном тогда казался отказ Польши от приобретения одной из моделей вертолетов, предложенных Украине.

Читайте также

Изначально Airbus Helicopters SAS предполагал контракт на поставку вертолетов H255 стоимостью $ 3,5 млрд. Но пришедшая к власти партия «Порядок и справедливость» сначала выставила производителю ряд условий, связанных с передачей технологий и локализацией производства в Польше, от которых французы отказались. А в 2016 г. поляки и вовсе свернули переговоры и отказались покупать вертолеты, поскольку это навредило бы собственному производителю — PZL Swidnik, выпускающему вертолеты, созданные на базе советских Ми-2.

Заместитель министра по инвестициям и развитию Польши Артур Собонь тогда откровенно заявил: «Если бы мы заключили контракт с Airbus, то на завод PZL Swidnik пришлось бы повесить замок. Вот потому я отказался от контракта с французами. Заказ польским компаниям — это их возможность работать дальше».

Но самая интересная деталь «аваковского» контракта вскрылась уже после того, как законопроект о приобретении вертолетов был принят ВР в начале июня и 6 июля подписан президентом.

Сразу несколько интернет-СМИ со ссылкой на источник в Комитете Верховной Рады по вопросам евроинтеграции сообщили, что Украина будет закупать у Франции не новые, а уже побывавшие в эксплуатации вертолеты.

«Эти вертолеты — не новые. Они использовались для транспортных перевозок в Северной Америке, а после аварии одного из вертолетов в 2016 г. в Норвегии их использование вообще было ограничено. Ранее от этих вертолетов отказалась Польша, а вот Авакову они подходят», — утверждает один из нардепов, который не захотел называть свое имя.

«Эти вертолеты фактически принадлежат дочерней компании BNP Paribas — Parilease. BNP Paribas будет кредитовать сделку. Это также указывает на нерыночные подходы формирования ценообразования контракта», — утверждает другой источник в Минфине.

Информация о закупке не новых, а б/у вертолетов подтверждается в выводе Главного экспертного управления ВР к законопроекту. Также там говорится о необходимости проведения финансово-экономических расчетов и получении более конкретной информации о вертолетах, которые будут закупаться в рамках соглашения, учитывая, что в ст. 4 речь идет о контракте «на поставку использованных вертолетов во исполнение этого соглашения».

Кроме того, поскольку в соглашении говорится о создании единой системы авиабезопасности и гражданской защиты на Украине, эксперты ВР рекомендовали Кабмину разработать и подать на утверждение в парламент еще и законопроект о внесении изменений в существующие законодательные акты. Ведь в настоящее время действующей системы авиабезопасности не существует.

Еще больше подробностей сделки выкладывает в публикации «Вертолетная перемога» маркетолог Юрий Красюк:

«Из 55 вертолетов, поставляемых на Украину, 21 будет H225. Это очень дорогие вертолеты. Каждая такая машина — новая — стоит 28 млн евро. Но для ведомства Авакова они обойдутся дешевле, поскольку речь идет о вертолетах, «выведенных из эксплуатации международной (канадской) компанией CHC Helicopter после катастрофы Н225 в Северном море 29 апреля 2016 г. и последовавшего за этим банкротства компании. СНС была вынуждена прекратить эксплуатацию всех вертолетов, используемых ею на правах лизинга, в т. ч. всего парка своих Н225, фактически принадлежащих французской лизинговой компании Parilease (принадлежащей банку BNP Paribas). После катастрофы в апреле 2016 г. у СНС оставалось «39 вертолетов Н225».

Фактически речь идет о выкупе половины парка использованной техники, который висит на балансе у лизинговой «дочки» крупнейшей французской банковской группы и будет кредитоваться другой французской банковской группой — Credit Agricole CorporateInvestment Bank. Кроме того, по данным автора, общая сумма, потраченная на проект, составит не 475 млн евро, а 555 млн евро. Что вполне согласуется с cодержанием ст. 3 контракта, в которой говорится об «официально поддерживаемом экспортном кредите». По нормам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках таких проектов можно финансировать не более чем на 85%. Оставшиеся 15% должны быть авансом перечислены продавцу заказчиком в кратчайшие сроки.

Кредит берется на 6 лет по ставке Euribor + 2,5% годовых. Выплачиваться основная банковская часть будет равными частями поквартально сразу же после начала действия контракта.

Итого в сухом остатке имеем: проект, который изначально позиционировался как межправительственный, по сути является закупкой Украиной техники у французской частной компании.

Приобретаются вертолеты с плохой репутацией, от которых уже отказался ряд заказчиков, для еще не созданной службы авиабезопасности и ликвидации ЧС. Обычно сначала создается подразделение, а затем начинается его комплектация.

Поскольку речь идет о более чем полумиллиарде евро, для поставщиков должен быть объявлен международный тендер с несколькими участниками, который проводится в несколько этапов и поэтому занимает немало времени. Ничего этого сделано не было.

Получали ли украинские чиновники взятки за возможность дать французам «сбагрить» партию уже выпущенной техники, утверждать не будем. Но с учетом частых политических колебаний, которые испытывает Украина, логично предположить, что уже следующая правящая коалиция может (и должна) начать расследование полумиллиардной закупки, в которой есть немало неясных деталей.

Как мы уже писали, в отличие от вертолетов советского типа, допускающих хранение прямо под открытым небом, европейские требуют строительства для них ангаров. Финансироваться последние, наверное, будут по отдельной смете.

Кроме того, немало денег будет потрачено на оборудование и оснастку для обслуживания вертолетов. Поэтому, если частным образом вопрос ставится о коррупционной составляющей украинско-французского вертолетного контракта, стратегически эта проблема выглядит как вопрос целесообразности самого проекта. Нужны ли вообще МВД эти вертолеты и какова реальная цена их покупки?

Ведь легкий вертолет H125, предложенный Airbus Helicopters, это прямой конкурент проектов ремоторизации и модернизации вертолетов Ми-2, реализуемых ПАО «Мотор Сич».

Это Ми-2МСБ, который производитель снабдил новыми двигателями АИ- 450 В и АИ-450М-Б, а также совершенно новый вертолет — МСБ-2.

Ремоторизованные Ми-2 превосходят зарубежные аналоги по вместимости — 8 пассажиров вместо 5—6. В настоящее время около двух десятков этих машин эксплуатируются в т. ч. в ВСУ и Нацгвардии.

Кроме того, за счет установки новых двигателей удалось значительно повысить высотность. В 2016 г. вертолет с установленными двигателями АИ- 450М-Б преодолел высоту 7000 м. Кажется, этого вполне достаточно.

Ремоторизованный же Ми-8, как утверждают разработчики, однозначно выигрывает конкуренцию с H22 и по высотности, и по транспортным характеристикам.

Некогда советский вертолет имеет более просторную грузопассажирскую кабину и широкие распашные створки для перевозки крупногабаритных грузов, чего не предусмотрено в конструкции H225.

А одна из модификаций модернизированного Ми-8 — Ми-8МСБ — имеет в своем активе несколько мировых рекордов, в т. ч. абсолютный рекорд высоты горизонтального полета в классе Е1 — 9155 м, что на 300 м превышает высоту Эвереста.

В пояснительной записке к законопроекту о ратификации соглашения между правительством Украины и Франции об официальной поддержке в создании единой системы авиационной безопасности и гражданской защиты на Украине глава МВД Аваков указывает, что закупка французских вертолетов не касается социально-трудовой сферы и не влияет на рынок труда.

И это при том, что производство аналогичной техники на Украине принесло бы производителям госзаказ на двигатели и другие комплектующие к вертолетам, способствовало бы поддержанию занятости в авиа- и двигателестроении, а также созданию новых рабочих мест в сфере обслуживания этой техники. Не говоря уже о том, что бюджет сохранил бы не менее половины средств, взятых в долг у французов.

Читайте также
Киев готовят к сливу Киев готовят к сливу

Лидеры сверхдержав выяснили, что саботирует мирный процесс в Донбассе именно Украина

Причем здесь окна Овертона, спросите вы? Ведь эту психотеорию почти всегда иллюстрируют, когда говорят о том, как в общество проникает мода на сексуальные отклонения или рекламируется престижность медицинских препаратов, произведенных из человеческого материала.

Дело в том, что хотя украинские магазины и завалены дешевой одеждой из Европы, а половина страны ездит на автомобилях, купленных не в автосалоне, большинство жителей прекрасно понимают, что это показатель бедности и деградации.

Когда украинские города закупают списанные европейские трамваи, мэрам приходится подолгу рассказывать избирателям, что денег в бюджете практически нет, собственные производители ломят втридорога, а главное, что поездка на старом европейском трамвае не закончится аварией.

И уж в голову никому бы не пришло предложить полицейским пересесть на конфискованные «евробляхи».

Поэтому если бы в Кабмине еще весной признали, что половина партии вертолетов, которые они собираются закупить для МВД, — секонд-хенд, украинская общественность восприняла бы этот факт очень негативно. И контракт не состоялся бы в принципе.


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня