Мнения

Убежище для русских инакомыслящих

Если бы Лукашенко и Саакашвили были ещё мудрее…

  
27

«Объявить клич, скинуться всем честным людям, выкупить у какой-нибудь тихоокеанской страны необитаемый остров в тропиках да начать строить там другую Россию», — подобные мысли всё чаще посещают наших инакомыслящих. Тех, кто с каждым годом всё более не верит в хоть какие-то изменения к лучшему в самой России. Кто понимает, что жизнь одна и коротка. И уже устал от многолетних боданий с агрессивно-воровской бюрократией, хамства силовиков, настоящего террора в отношении политических активистов и журналистов, от непроходимой дремучести серых масс «троечников»… Впрочем, сходные мысли бродили по умам и в менее «отчаявшиеся» советские времена — иначе просто не объяснить феноменальный успех аксёновской утопии «Остров Крым». А в «давно минувшие дни» тысячам русских людей иногда даже удавалось осуществить мечту — найти заветное «Белогорье», «Страну Муравию» за рубежами благословенного отечества.

Многим ли из нас что-либо говорит слово «Ветка», применительно не к боковому побегу дерева, а к одному из крупнейших центров русского старообрядчества, к «инакомыслящим» беженцам от кованого сапога московских государей в польско-литовское государство (нынешнюю Беларусь)? А ведь их число исчислялось по одним данным — десятками, по другим — сотнями тысяч и даже миллионами. Многие ли слышали про т.н. «духоборов» и «молокан», людей куда более русских, чем посконное большинство, но идейно близких по своим взглядам к английским квакерам, нашедших приют в горах тогда еще совсем далёкой Грузии?

Раскрыв всезнающую Википедию, легко найти и прочитать: «Ветка — город в Беларуси. Основан в 1685 году староверами — беженцами из центральной России. В 18 веке территория Ветки входила в состав Речи Посполитой и находилась рядом с русской границей. На острове Ветка на реке Сож и в селе Ветка образовался центр русского старообрядчества, преследуемого на территории России светскими и церковными властями. Тут было основано несколько монастырей и скитов, а в 1730-х гг в городе с прилегающими слободами проживало около 40 тысяч человек.

В 18 веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи (так называемая «ветковская икона») и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы. В Ветку дважды (в 1735 и 1764 гг.) направлялись царские карательные войска для «выгона» староверов в Россию. Войска сожгли город, большинство жителей было выселено в восточные губернии России".

Читавшие знаменитый трёхтомник Шишкова «Емельян Пугачёв» наверняка вспомнят, что лишь после указа Петра III о веротерпимости уцелевшая «веткинская диаспора» смогла без проблем вернуться на родину, но и то не полностью. Многие т.н. «староверы», основательно не доверявшие любому русскому государству, так и оставались на «вражеской» территории вплоть до разделов Польши. И даже приютили беглого казака, не исключено — надоумив его выдать себя за императора и оказав ему существенную материальную помощь.

Вы скажете — это интересно, конечно. Но какое отношение «преданья старины глубокой» имеют к нашим нынешним реалиям, к мечтаниям интеллигентов об аксёновском «Крыме» или даже к по-настоящему религиозной вере технократов-сталинистов в миф о прекрасном СССР? А вот какое.

Наверное, еще четверть века назад даже самым отъявленным антисоветчикам в страшном сне не могло присниться, что Беларусь снова станет заграницей. Что всего в четырех часах быстрой езды от Москвы вновь проляжет рубеж, за которым начнётся совершенно иное государство под управлением самобытного усатого харизматика из толщ народных, в общем-то совершенно неподотчётного Москве, несмотря на всю его внешнюю «совковость», заверения о славянском братстве и даже задекларированное на бумаге Союзное государство.

Более далёкая — и географически, и в языковом, и даже во многом в культурном плане Грузия — ещё более интересный случай. Де-факто — тоже распавшаяся вслед за Советским союзом республика, потерявшая Южную Осетию и Абхазию, несмотря на все «загогулины» меняется на глазах, превращаясь из византийско-совкового кавказского экзота в современное европейское государство, живую мечту прозападных интеллигентов. Во всяком случае, успехи по искоренению коррупции, реформы полиции уже признают даже откровенные враги режима Саакашвили — уже и российские власти заговорили о необходимости «милицейско-полицейской» реформы!

Сегодняшние Грузия и Беларусь — как два полюса «староверства» и «квакерства» эпохи глобализации: в одной стране советскую символику восстанавливают, в другой — искореняют. К западу от современной «Московии» два десятка лет строили «последнюю диктатуру Европы» и царство государственного капитализма, к югу — проводили столь стремительные либеральные экономические реформы, что их скорости могли бы позавидовать Гонконг и Сингапур.

И Грузия и Беларусь — сегодня уже больше чем бывшие союзные республики, больше чем просто страны. В обоих случаях сформировался даже устойчивый миф — как о преуспевающем «Острове Крым» с одной стороны, так и о «последнем осколке СССР» с другой. А у мифов всегда были, есть и будут свои поклонники и почитатели. В первом случае, поклонникам трансформации постсоветского пространства по лекалам ЕС и НАТО уже видится желаемое, но не действительное — далеко не совершенная, зачаточная демократия и просто институты государства выдаются за состоявшиеся, хорошее место в рейтингах экономической свободы — за размер ВВП на душу населения, который пока еще очень далек даже от Сингапура с Гонконгом и так далее. Во втором — во многом дотационная, «сидевшая» на игле дешевых российских энергоносителей, экономика — за «очевидные успехи» не то советской модели хозяйства, не то пресловутого «китайского пути», преувеличиваются и довольно скромные по европейским меркам размеры зарплат и прочие социальные показатели.

Но неспроста говорят, что две крайности всегда в чём-то и сходятся, как сходятся на одних и тех же митингах либералы, леваки и лимоновцы. И потому стоит ли удивляться, что на сегодняшний день основными «врагами» официальной Москвы стали как Саакашвили, так и Лукашенко? Что в отличие от Москвы в Минске не только работают многочисленные казино, но и успешно продаётся грузинское вино и «Боржоми»? Что между Минском и Тбилиси никогда не прекращалось авиасообщение, а «либеральный» и «колхозный» президенты проводят встречи и переговоры в самой что ни на есть тёплой, дружеской обстановке?

Ещё несколько лет назад публицист Голышев писал, что россиянам, не уживающимся с авторитарно-сырьевой ипостасью нынешнего режима и недовольных неуклонной деградацией в «северную Нигерию» (а таких в сумме может быть чуть ли не до половины всего населения), возможно, придётся эмигрировать. Более того — это даже едва ли не единственный способ сохранения русской цивилизации, подобно тому как в 17 веке колоссальный пласт русской культуры был сохранён гонимыми на «Ветку» и в Кавказские горы раскольниками, а в начале 20 века — сочувствующими «белому» движению. Но при этом наиболее хорошие условия русские общины могли бы получить как раз в соседних странах: ранее входивших в состав Российской империи и СССР, хорошо знакомых и комплементарных с нашим языком и культурой, связанных с Россией тысячами уз. Ведь в самом деле — русские общины, формировавшиеся в отрыве от родины на других материках спустя десятилетия практически полностью ассимилировались и растворялись без остатка. Даже если это был Парагвай, самим своим существованием и победой в войне с Боливией во многом обязанный иммигрантам из нашей страны. На Украине же, в Беларуси, Прибалтике, Грузии русские живут уже не одно столетие.

И если бы Саакашвили и Лукашенко захотели пойти навстречу русским инакомыслящим, которым всё более неуютно становится дома — они могли бы подобно тем же парагвайским властям начала 20 века предоставить определенную территорию (пусть даже находящиеся в упадке, малоперспективные районы) иммигрантам из России. В Грузии с её во многом опустевшей сельской местностью могли бы осесть, разумеется, либералы, национал-демократы и прочие западники. В Беларуси — сторонники «китайского пути», леваки-имперцы, сталинисты-технократы-«калашниковцы»… И пусть, как говорится, новые «староверы» и «духоборы» не в теории, а на практике покажут правоту своих идей по обустройству России, формируя на чужих берегах свои маленькие «другие россии», заодно став дополнительной опорой как Саакашвили, так и Лукашенко.

Но пойдут ли лидеры Грузии и Беларуси на такой шаг, и так ли нужен он им?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня