18+
четверг, 21 сентября
Мнения

Синдром пересмешника

Александр Аверин о том, чем плох постмодернизм в политике

  
118

Музыкант Вася Обломов и литератор Леонид Каганов написали песню под броским названием «Поганенький у нас народ». «Поганенький…» представляет собой комические куплеты, в которых исполнитель (Обломов) приписывает всевозможные грехи власти (воровство, вранье, наглость, неблагодарность, фальсификацию выборов, наконец) народу, при этом слова «Поганенький у нас народ» звучат рефреном через всю песню.

Авторский посыл ловится на первой строчке. Перед нами случай так называемого креатива. Каганов и Обломов пытаются пародийным образом высмеять власть, называя ее «народом». То есть намерения у авторов были самые что ни на есть благие. Но дорогу мастера художественного слова вымостили, сами понимаете, в какую сторону.

Для облечения понимания. Представьте себе высмеивающую антисемитизм песенку c характерным припевом «Бей…». Еще раз, чтобы прочувствовать: «Бей…», исполняем в ритме четыре четверти. Такая песня против антисемитов. Или там песня, пародирующая мигрантофобию: «Чемодан! Вокзал! Кишлак! А ну-ка, давай-ка…» и так далее. Каково, а?

Не появится ли в таком случае у вас, дорогие граждане, недоумение по поводу использованного гипотетическими авторами творческого метода? Не будете ли вы оскорблены подобными фразочками, попавшими в название подобного гипотетического, повторюсь, произведения? Не скажите ли вы: «Какого черта эти сапожники себе позволяют?».

Намерение высмеять неправедную власть — благое намерение, кто спорит. Однако не получится ли наоборот? Я легко представляю себе, как «Поганенький у нас народ» можно использовать в самом что ни на есть провластном и антиоппозиционном духе. К примеру, упоминать исключительно название композиции: «Поганенький у нас народ» — заявляют известные оппозиционеры Леонид Каганов и Василий Обломов. Вот он, истинный лозунг Болотной!" - и все это голосом Аркадия Мамонтова. Легко ведь представить. И легко оскорбиться.

Непонимание авторского текста другими людьми случается сплошь и рядом. Каждый пользователь блогов или социальных сетей вынужден время от времени набивать на клавиатуре фразы: «Это была шутка», «Я иронизировал», «Я что, должен смайлик после каждого слова ставить?» и тому подобное.

Вспомним, как на днях Владимир Путин обвинил Надежду Толоконникову в проведении антисемитской акции — «подвешивании чучела еврея», что потребовало подробных объяснений и разъяснений. Акция группы «Война» в магазине «Ашан» пародировала политику мэра Москвы Юрия Лужкова, однако любую связанную с пародией акцию можно неправильно понять, не пробившись к ее истинному смыслу. А уж когда толкованием занимается некая злая воля (а правящий в России режим зол)…

Я со скепсисом отношусь к постмодернизму в искусстве. Отнюдь не каждый художник — Энди Уорхолл. Автор, рисующий картины собачьим дерьмом, на мой взгляд, демонстрирует единство формы и содержания. Впрочем, оставим разговоры об искусстве критикам. Пощечина общественному вкусу ли, прекрасному ли — это проблема, скорее, творца произведения.

Но когда подобный постмодернист приходит в оппозицию и, внезапно, начинает претендовать на лидирующие позиции — наступает балаган. Постмодернизм не приводит к победе в политической борьбе, даже в XXI веке здесь правят старые ценности. Афоризм председателя Мао «Винтовка рождает власть» близок к истине и сейчас.

Леонид Каганов — хороший писатель, мастер малой формы. Вася Обломов (нездоровый, но интересный феномен, кстати, — использование уменьшительных имен для обозначения человека в публичном пространстве) — неплохой музыкант. Их творческая удача или неудача не стоила бы времени, затраченного на написание данного текста, если бы не следующий момент.

К ноябрю 2011 года популярные личности — представители шоу-бизнеса и творческих профессий, ранее в оппозиционной борьбе незамеченные, — приобрели внутри оппозиции несоразмерно большое влияние.

Произошла подмена понятий, когда личная, неполитическая популярность человека стала основанием для его политического рейтинга. Вспомним, как мы смеялись над депутатами Госдумы от гимнастики — Светланой Хоркиной и Алиной Кабаевой, над боксером Николаем Валуевым. Но, заметьте, в правительство приглашенных звезд Кремль не позвал, Баскова там незаметно. «Болотная» оппозиция пошла дальше. Встречайте, сегодня на арене Координационный Совет!

Любимый с детства юморист Михаил Шац, прекрасный писатель Дмитрий Быков и многие другие — милейшие в сущности люди. Но не политики. Они не представляют никакую партию, не имеют опыта политической борьбы, не закалены репрессиями, коим власть имеет привычку подвергать политическую организацию. Именно этим «новые оппозиционеры» отличаются от Эдуарда Лимонова, который в оппозиции уже 20 лет, или от, куда уж в России без примера из западной жизни, Вацлава Гавела.

Участвовать в политической жизни страны имеет право любой гражданин, в том числе юморист, музыкант или литератор. Однако дилетант в политике ничем не лучше дилетанта в каждой из вышеперечисленных профессий. Ему не стоит доверять свою судьбу.

Боже, избавь российскую оппозицию от «креативного класса». С Путиным мы уж как-нибудь сами справимся.

Иллюстрация: Василий Кандинский «Желтое-красное-синее»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня