Мнения

Социология злословия

Анна Очкина: не нужно писать хорошие статьи, нужно быть популярным журналистом

  
49

Делать это очень просто, нужно только знать несколько простых правил. Во-первых, нужно ниспровергать. Не критиковать и уж тем более — не анализировать, а именно ниспровергать. В качестве объекта стоит выбрать не реальное заблуждение и (ни в коем случае) идеологический штамп, а что-нибудь из области морали. Что-нибудь такое, что, как вы уверены, всех бесит, но является обязательным реверансом в адрес общества. Например — уважайте старших. Почему, собственно, их нужно уважать? У каждого есть собственные родители, их и нужно уважать. Уважение нужно заслужить, а чем его заслужили противные старички, которые канючат в транспорте и очередях, мешая молодым, здоровым и сильным отдыхать по дороге домой, крадут их время. Тут есть небольшая сложность — самый яркий образ — старик в транспорте. Но по-настоящему сильный и успешный человек вряд ли ездит в общественном транспорте. Поэтому, если вы выбрали тему стариков, начните текст с описания поломки вашей машины (желательно из-за старика, бросившегося под колеса). Можно ненавязчиво назвать марку, ласково так, мой лендкрузик, например. Но если хвалиться особо нечем, так и не стоит. С таким началом и композиция получится стройная, и понятно станет, что пишет не какой-нибудь лох, а сильный, состоявшийся человек, который знает жизнь и умеет ею пользоваться.

Еще прекрасный тезис для опровержения — «Бедность не порок». Вы должны доказать, что порок, да еще какой! Не жалейте красок, описывая глупость, леность, агрессивность, хитрость и завистливость бедняков. Доказывайте, что они бедны не просто от нежелания работать, хотя это первейшая причина. Но это полбеды — они бедны нарочно, чтобы отравить жизнь сильным, богатым и красивым, чтобы нанести им моральную и эстетическую травму, отобрать часть богатства, мешать наслаждаться им спокойно и без напряжения. При всей абсурдности этого утверждения оно пойдет прекрасно. Читатель никогда не признает в отвратительном нищем иждивенце себя, как бы он ни негодовал на свою бедность хоть за минуту до прочтения текста. Зато непременно вспомнит парочку-другую знакомых, похожих как две капли воды на придуманный вами образ. У вашего читателя, таким образом, будет, что обсудить с женой, о чем посудачить, чем погордиться. Кроме того, оплачиваются эти тексты весьма неплохо. Не пытайтесь только продать идею дважды, доказывая мелочность, эгоизм, ограниченность, жадность черствость богатых людей. Во-первых, что тут эпатажного. А во-вторых, кто вам за это заплатит?

А вот о необходимости дозировать милосердие по отношению к больным и инвалидам можно писать много и страстно. Вам, разумеется, ничего не жалко для сирых и убогих, вы сочувствуете их страданиям. Но это так негуманно по отношению к ним — поощрять иждивенчество и слабость. Да и несправедливо к тем, кто хорошо владеет когтями и зубами. Пардон — профессией и волей, конечно.

Второе. Обязательно приводите примеры. Лучше не исторические, там вас могут поймать «эксперты» или собратья по перу, а из биологии. Например: первое, что делает лев, захватив прайд — убивает львят. Это необходимость, так как дает возможность новому вожаку довольно быстро обзавестись новым потомством, ведь у потерявших детенышей львиц через 2−3 недели начинается течка, и они вскоре могут родить от нового вожака. Если бы новый лидер оставлял в живых детенышей прежних вожаков, то своего потомства ему пришлось бы ждать не менее двух лет. Вожак же в прайде меняется каждые 2−4 года, и ему нужно успеть вырастить собственных детенышей. Эту ситуацию нужно подать как можно более ярко и красочно. Согласитесь, это такая богатая аналогия! С ее помощью можно оправдать любое, самое жесткое поведение в политике или бизнесе. Во-первых, бьет по мозгам. Во-вторых, сравнение со львом убеждает и внушает уважение. В-третьих, такое сравнение не обидит того, к кому его применяют.

Ну, и наконец, третье. Не пытайтесь рассуждать, искать аргументы, доказательства, обращаться к предполагаемым оппонентам, убеждать их. Бросайте свои утверждения одно за другим, не давая читателю опомниться, поражая его смелостью ваших мыслей. Не надо глубины, дерзости достаточно. Никогда не забывайте: вы не хотите, чтобы вас поняли, вы стремитесь запомниться. А для этого нужно не убедить, а раздразнить, не вовлечь дискуссию, а ошеломить неожиданным аргументом, не высказать идею, а разрушить устоявшиеся представления.

Презирайте читателя как можно более явно и искренне, это лучший способ внушить почтение. Возмущение, кстати, прекрасный мотив для прочтения текста. И повод помнить его автора долго. Даже рекомендовать друзьям, пусть и в такой форме: «Читали, что этот гад пишет?» Такая рекомендация возбуждает любопытство лучше, чем безликое: «интересная статья». А уж аттестация: «Классно пишет, подлец» — и вовсе залог популярности. «Подлец» забудется, «классно» останется.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня