Мнения

Сессия. Доживем?

Анна Очкина о студенческих уловках и снисходительности преподавателя

  
61

Я вообще-то не люблю сессию. Особенно я ее невзлюбила, став преподавателем. Но я очень люблю момент в начале экзамена, когда студенты еще готовятся отвечать, сосредоточенно пишут ответы на листочках, хмурятся, вздыхают, поглядывают на меня: удастся ли вытащить шпаргалку? Я как-то удивительно хорошо помню себя молодой. Поэтому могу быть снисходительной, с этим моим студентам повезло.

Духа у меня не хватает не пустить опоздавших, сама знаю как это обидно: все-таки встал, бежал всю дорогу, изо всех сил стараясь успеть на первую пару, а натолкнулся на закрытую дверь! И еще и попался преподавателю на глаза как опоздавший, лучше бы совсем не приходить. Я обычно возмущенно оглядываюсь на дверь, открывающуюся во время занятия, но тут же таю, увидев растерянное, расстроенное лицо и услышав произнесенное с придыханием, неразборчиво, скороговоркой: «Извинитепжлстаможноайти?». «Можно, заходите…» Вздыхаю я. И никогда я не слежу за тем, списывают они или нет, сама списывала крайне редко, но бывало же так, что — караул! Все помню и понимаю, а нужный билет кажется настолько незнакомым, будто ничего подобного отродясь не знал. Человеку всегда нужен шанс, думаю я. Так что с этим моим студентам повезло.

Но! Во-первых, я так снисходительна к списыванию потому, что знаю: я всегда пойму, для чего и как использовалась шпаргалка. Стала ли она единственным источником сведений по предмету, к которому студент прильнул непосредственно на экзамене, оказалась ли главным хранилищем знаний, которым не нашлось места в голове, явилась ли весомым подспорьем при подготовке к ответу или просто психологическим «спасательным кругом». Бедняга и так бы выплыл, может быть, и с блеском, но от волнения не верит в себя. И уж конечно я всегда пойму, является ли отвечающий автором шпаргалки, а также то, насколько он понимает предмет. И всегда могу задать нужный вопрос. Вот так.

Второе. Я, как уж было сказано, помню свою молодость очень отчетливо. И не вздохи на скамейке, а пробы и ошибки. А значит, и заблуждения, и слабости, и связанные с этим уловки. Как оправдывались, что придумывали, как именно пытались увильнуть. И распознаю почти безошибочно такие попытки. И третье. Я прощаю рассеянность, разболтанность, необязательность, даже невежество только тогда, когда уверена, что это болезнь роста, сложности адаптации к внезапно обрушившемуся на хрупкий юный организм мира. Но если я вижу, что это уже сформировавшееся кредо, человек вполне уверен в себе, просто ему так удобно, тут я становлюсь непреклонной.

Да! Вот чего не терплю — так это хамство и необоснованные амбиции, агрессию, ими обусловленную. Но и тут всегда готова дать шанс осознать и исправиться. Признаю, что я добрая очень условно, но я считаю безусловную доброту и мягкость проявлением непрофессионализма преподавателя так же, как и необоснованную твердость, особенно в формальных вопросах. В работе с людьми шаблоны чаще вредны, чем полезны. Набор методик, педагогических подходов, которые используются в разных сочетаниях и в зависимости от ситуации, и которые все время развиваются — это необходимо. А твердость, жесткость, верность формальным правилам мешает решать профессиональные задачи адекватно и эффективно.

Не люблю сессию, нервничаю и расстраиваюсь вместе со студентами. Чутко слежу за тем, что мои собственные негативные эмоции не повлияли на оценку, это непростительно. Стараюсь не идти на поводу у жалости, «оценка должна воспитывать», говорит мой декан, и я полностью с ним согласна. Пытаюсь добавить в этот процесс гуманистического смысла. А это все трудно, вот я и не люблю сессию. Но когда они сидят, склонившись над своими листочками, я забываю все проблемы и сложности, всю накопившуюся за семестр усталость. Сама собой вспоминается музыка из моего самого любимого фильма про школу — «Доживем до понедельника», и я наслаждаюсь покоем и безусловной, ничем не омраченной любовью к своей работе.

Фото: Ольга Бутеноп/РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня