Мнения

Добро с кулаками

Мужик сказал — мужик сделал: Арнольд Шварценеггер вернулся в кино

  
93

Прошлые поколения, говорят, росли на сказках и фильмах вроде «Чапаева» или «Волга-Волга». Поколение же 23−30 летних — те, кто сегодня, что называется, в самом соку — воспитывалось на фильмах с Арнольдом Шварценеггером. Были и другие герои, конечно: Жан-Клод Ван Дамм, Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис — крепкие серьезные ребята, умеющие разобраться с любой проблемой, но Шварценеггер среди них всегда был номером один.

Его плакаты, словно иконы, висели на стенах спортзалов, и тысячи парней «качали железо», стараясь походить на своего кумира, которого, вопреки заветам, себе сотворили. То, что культуризм, кстати, стал так популярен — преимущественно его, Арни, заслуга. Фраза «я тебе что — Шварценеггер?» стала устойчивым идиоматическим выражением. Поклонники мечтали повторить биографию «Железного Арни», которую, согласно распространенному клише, принято называть «воплощением американской мечты».

Еще бы! Худосочный австрийский паренек превратился сначала в «Мистера Вселенная», а после в самого высокооплачиваемого актера Голливуда. В общем, завидуй — не хочу; то ли «белой», то ли «черной» завистью.

Ко всему прочему «Железный Арни» был еще и приличным семьянином: четверо детей, жена — племянница Кеннеди. Из вредных привычек — разве что курение сигар. Почти идеальный пример для подражания, как ни крути.

Но главное, конечно, это фильмы, в которых он снялся. Простые, как лом, они до сих пор занимательны, прежде всего, двумя вещами.

Во-первых, ладно скроены да крепко сбиты.

Во-вторых, правильно дидактичны. В фильмах со Шварценеггером ни двойного толкования, ни тем паче свободной интерпретации априори быть не может.

Есть главный герой, которого определяешь с первого взгляда. Здоровый, накачанный, бесстрашный парень. Такой за семью и родину готов, что называется, рубаху и не только порвать. У него стальные мышцы и грубоватое чувство юмора. Его действия можно просчитать, даже не будучи семи пядей во лбу. Например, перед боем он тщательно подготовится: нанесет боевую раскраску, распакует приличный арсенал, распихает гранаты по карманам, а ножи — по голенищам.

И есть злодеи — мерзкие типы; любопытно, что русских на этом инфернальном поприще со временем сменили латиносы и азиаты. Они, конечно, будут стрелять, но пули вопреки законам физики и здравого смысла пролетят мимо.

Зато сам герой бьет только на поражение. Со спокойным, как у матерого игрока в покер, лицом. Ну а в конце, ясное дело, — тут мы обычно ерзали на креслах — он поцелует красавицу, которую спас от бед и напастей.

Всё понятно. Плохие — по одну сторону баррикад, хорошие — по другую. И первые, и вторые вооружены как надо. Но победит всегда добро. Потому что крепче, умнее, проворнее, решительнее. Да, собственно, потому, что оно добро.

И это, пожалуй, их, фильмов, главная заслуга — возможность идентификации, а вместе с ней и самоидентификации. Когда хочется быть сильным, крепким, защищать родину и семью, любимых и близких.

«Добро должно быть с кулаками.

Добро суровым быть должно,

чтобы летела шерсть клоками

со всех, кто лезет на добро".

Эти строки, написанные Станиславом Куняевым в конце шестидесятых годов прошлого века, могли бы служить универсальным слоганом для любого фильма Арнольда Шварценеггера, определившего, без преувеличения, мировоззрение целого поколения.

А потом «Железный Арни» куда-то исчез. Нет, само собой, было понятно, куда он исчез — подался в политику, стал губернатором Калифорнии. Но его уход смотрелся именно так — в «куда-то».

Восемь лет Шварценеггера не было на экране. За это время он спасал калифорнийцев от ураганов, мучился со здоровьем, растолстел и даже развелся со своей супругой, Марией Шрайвер, за которой, на секундочку, прежде, чем она дала согласие, ухаживал около десяти лет. До кучи Арни еще и признал внебрачного сына. В общем, «добро» набедокурило.

Но мы-то помним: «Желеный Арни», как тот Карлсон, обещал вернуться. Мужик сказал «I'll be back» — мужик сделал.

21 февраля в России стартовал показ убойного боевика «Возвращение героя» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Арни и до этого фильма мелькал в кино: мелькал в эпизодах двух частей еще одного возрожденческого проекта «Неудержимые», где Сталлоне, кажется, собрал весь пантеон божеств видеомагнитофонов, от Джета Ли и Дольфа Лундгрена до Жан-Клода Ван Дамма и Брюса Уиллиса.

Но вот так, чтобы полноценно, по-взрослому, Шварценеггер в кино не снимался. Успели соскучиться. По настоящим-то героям.

Шутка ли сказать — за время его отсутствия на экране успели даже ремейкнуть «Вспомнить всё», культовый фильм Пола Верховена с Арни в главной роли. Новоиспеченного спасителя Марса сыграл хлипкий Колин Фаррел («дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина»). А кого, собственно, еще брать на такие роли? Не Орландо Блума же с Мэттом Деймоном.

Время такое — безгероичное. И в литературе, и в кино.

Поэтому название «Возвращение героя», пожалуй, символизирует не только возвращение Шварценеггера в своем коронном образе, но и киногероя на экраны как такового. Прокатчики точно прочувствовали этот момент; в оригинале-то фильм называется «Последняя битва» («The last stand»).

Само кино не удивляет. На фоне «Карениных» и «Отверженных» всё выглядит весьма просто и даже топорно. Но предсказуемость здесь скорее достоинство, нежели недостаток. Так что — отставить панику.

«Возвращение героя» вообще, похоже, слеплено из ретроспекций; по следам былой славы, так сказать. Шериф Рэй Оуэнс когда-то был одним из лучших полицейских Лос-Анджелеса, но после гибели коллег перебрался в сонный городишко Соммертон, где и несет свою нехитрую службу. Тем временем из-под конвоя ФБР сбегает — весьма оригинальным способом — предводитель наркокартели Габриэл Кортез (с именами, как видим, тоже решили не заморачиваться), мчащийся к границе на продвинутом, точно бэт-мобиль, авто. Кортеза играет испанец Эдуардо Норьега. Смазливый такой мужчина, и это веяние времени, надо сказать; раньше в подобного рода боевиках злодеи отпугивали не только внутренне, но и внешне.

Дальше по сценарию логично начнётся задорно снятое месиво, сдобренное незамысловатым юмором, из которого ну вы знаете, кто выйдет победителем. Он даже постреляет из дробовика и русского пулемета наподобие тех, что использовал во втором «Терминаторе». В общем, когда ФБР бессильны, действовать будут простые американские шерифы. Как тут ни вспомнить:

«Быть добрым не всегда удобно,

принять не просто вывод тот,

что дробно-дробно, добро-добро

умел работать пулемет…"

Шварценеггер, понятно дело, марку держит: скалоподобный малый, который предпочитает делать, а не говорить. А если и говорит, то нечто вроде «моя честь не продается». Пафосно, конечно, но ловишь себя на мысли, что именно таких громогласных манифестов в последнее время и не хватало.

Партнеров «Железному Арни» подобрали в лучших традициях жанра: бойкого хохмача, саркастического убийцу, лопоухого афроамериканца из ФБР, солдата, воевавшего в Ираке.

В общем, любителям боевиков удовольствие гарантировано. Да и не любителям тоже. Кассовые сборы покажут, сколько их наберется в сумме. Прокатчики настроены оптимистично.

Что вполне логично. Последнее время ретроспектива, безусловно, в тренде. Зритель, похоже, испытывает острую потребность не только в ценностных ориентирах, но и в настоящих героях. В том, в ком можно быть уверенным. И спрятаться за ним, используя женскую терминологию, как за каменной стеной.

От навалившегося хаотичного мира, где, будто на свингер-вечеринке, смешались все и всё на свете. Не разобрать: где добро, а где зло. А хочется. Идентификация ценностных ориентиров — ведь одна из ключевых потребностей человека, какую психологическую теории личности не возьми.

Отсюда и такой спрос на крепких парней в понятных каждому фильмах. И желательно, чтобы лицо было узнаваемое. Поэтому и созывает Сталлоне, что тех двенадцать месяцев на огонек, звезд классических боевиков под знамена «Неудержимых». А окончательно полысевший Брюс Уиллис возвращается на киноэкраны в юбилейной части «Крепкого орешка».

В таком контексте появление Арнольда Шварценеггера как никогда кстати. Уж он-то умеет постоять за мир во всем мире.

«…смысл истории в конечном

в добротном действии одном —

спокойно вышибать коленом

добру не сдавшихся добром!"

Иллюстрация: кадр их фильма «Возвращение героя»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня