Мнения

«Околофутбола» и около политики

Олег Демидов об отражении реальности в кино

  
1870

Фильм — настоящий, злой и опасный.

Именно об этом и именно в такой последовательности я и хочу поговорить.

Всё, что в нём происходит, без каких-либо преувеличений и есть жизнь хулов: стычки с иными фирмами, с ментами, с приезжими; драйвовый движ, клубы для своих, дорогая атрибутика, принципиальный диалог с футболистами; и пр. Единственный преувеличенный момент — внимание правоохранительных органов. Уж больно они лезут не в своё дело. Внедряют агентов, подкупают, прослушивают. Не верится в это, а особенно в столь лёгкое ссучивание в околофутбольной среде.

Что такое околофутбол? Это не стычки пьяного фанатья, не безумный и бездумный махач ради махача. Это больше походит на экстремальный спорт. Как говорит один из героев фильма: «Вот — ты, вот — твой враг, ты — прав». И всё, больше ничего не надо, вперёд, солдат.

Только не забудь про fairplay: если человек упал в месиво, помоги ему встать, чтобы его не затоптали; никаких запрещённых приёмов (ниже пояса, по глазам, удушающие). А так — рви на себе рубаху, высвобождай глотку в диком крике и давай по морде своему врагу за Русь-матушку, за Спартак-батюшку. Есть в этом что-то: адреналин на пределе, горячая кровь циркулирует по телу. Да и как не вспомнить древнерусскую забаву — стенка на стенку.

Что и говорить — фильм сногсшибательный! Сюжет, держащий интригу до максимума. Тактические уловки в парке и на выезде. Его коррозийство Паук — дико угарный человек, например. Подбор музыки: чего только стоят треки от 25/17 и Саграды, или Male Factors, или Яиц Фаберже. Две красивых девушки, в конце концов!

Пугает другое.

Когда в самом начале фильма всплывает Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа, немного удивляешься, что были выделены деньги именно под эту тематику. Но с кем не бывает? На государственные деньги у нас существует добрая половина литературных фестивалей, толстых и тонких журналов, культурных площадок и т. д.

Всё бы ничего — НО.

В наше время не всем удаётся разделять художественное произведение и собственный быт. Книги, фильмы, музыка, отражающие реальную жизнь, находят глубокий отклик. И чем больше в произведении провокации, тем чаще ведутся на неё окружающие.

Да и в фильме показывается, как само собой разумеющееся:

— национальная рознь: Ярый «стреляет» по людям танцующим лезгинку в свете автомобильных фар;

— младшего брата Ярого избивают те же лица с восточной внешностью, после чего следует расправа над кафе «Жозефина», где, возможно, собираются обидчики — т.е. наказание идёт без суда и следствия, основанное на простой человеческой злости;

— Ярого убивает полицейский, работающий под прикрытием, — и он опять же по какой-то нелепой случайности оказывается типом явно нерусской внешности; более того — он оказывается при оружии, он торгует наркотиками.

И, повторюсь, всё это в фильме показывается, как само собой разумеющееся.

И ведь в реальной жизни всё так и есть — не поспоришь. От того и удивляет финансирование Федерального фонда. Напомните, сколько было фильмов со столь явной позицией? Не так много, правда? Сразу вспоминается только один — «Россия 88».

А на фоне бирюлёвских событий, на фоне смертей простых русских ребят, на фоне Манежной, на фоне заключённых по манежному делу, на фоне волгоградского терракта и пр., «Околофутбола» выглядит не просто опасным, а имеет потенциал, чтобы попасть под статью об экстремизме. И пропадёт такой прекрасный фильм! Ведь таскали по судам Павла Бардина и Петра Фёдорова: хотели конфисковать и изъять фильм «Россия 88». И Антона Борматова могут затаскать.

Подозревать создателей «Околофутбола», музыкантов, которые приняли участие и в съёмках, и в написании саундтреков, актёров — крайне глупо. Все эти люди — думающие, рефлексирующие, предостерегающие. А вот контекст, в котором крутится фильм, находится во взрывоопасной ситуации. Того и глядишь рванёт со дня на день.

Андрей Рубанов в одной из своих книг разделяет на два разных полюса злобу и злость. Злость разогревает кровь, заставляет действовать и в итоге проходит, в то время как злоба только копится и оставляет налёт внутреннего гниения на человеке. То есть одно оказывается полезным, второе — губительным.

Насколько злой или злобный фильм, каждый определяет для себя сам. «Околофутбола» максимально приближен к реальности, а уж, какая реально окружает вас, это вопрос. Думайте, анализируйте, не идите на провокации и естественно смотрите фильм и ловите от этого драйв!

Фото: кадр из фильма «Околофутбола», 2013, реж. А. Борматов, «Фонд кино»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня