Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
22 октября 2013 15:20

«Околофутбола» и около политики

Олег Демидов об отражении реальности в кино

1898

Фильм — настоящий, злой и опасный.

Именно об этом и именно в такой последовательности я и хочу поговорить.

Всё, что в нём происходит, без каких-либо преувеличений и есть жизнь хулов: стычки с иными фирмами, с ментами, с приезжими; драйвовый движ, клубы для своих, дорогая атрибутика, принципиальный диалог с футболистами; и пр. Единственный преувеличенный момент — внимание правоохранительных органов. Уж больно они лезут не в своё дело. Внедряют агентов, подкупают, прослушивают. Не верится в это, а особенно в столь лёгкое ссучивание в околофутбольной среде.

Что такое околофутбол? Это не стычки пьяного фанатья, не безумный и бездумный махач ради махача. Это больше походит на экстремальный спорт. Как говорит один из героев фильма: «Вот — ты, вот — твой враг, ты — прав». И всё, больше ничего не надо, вперёд, солдат.

Только не забудь про fairplay: если человек упал в месиво, помоги ему встать, чтобы его не затоптали; никаких запрещённых приёмов (ниже пояса, по глазам, удушающие). А так — рви на себе рубаху, высвобождай глотку в диком крике и давай по морде своему врагу за Русь-матушку, за Спартак-батюшку. Есть в этом что-то: адреналин на пределе, горячая кровь циркулирует по телу. Да и как не вспомнить древнерусскую забаву — стенка на стенку.

Что и говорить — фильм сногсшибательный! Сюжет, держащий интригу до максимума. Тактические уловки в парке и на выезде. Его коррозийство Паук — дико угарный человек, например. Подбор музыки: чего только стоят треки от 25/17 и Саграды, или Male Factors, или Яиц Фаберже. Две красивых девушки, в конце концов!

Пугает другое.

Когда в самом начале фильма всплывает Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа, немного удивляешься, что были выделены деньги именно под эту тематику. Но с кем не бывает? На государственные деньги у нас существует добрая половина литературных фестивалей, толстых и тонких журналов, культурных площадок и т. д.

Всё бы ничего — НО.

В наше время не всем удаётся разделять художественное произведение и собственный быт. Книги, фильмы, музыка, отражающие реальную жизнь, находят глубокий отклик. И чем больше в произведении провокации, тем чаще ведутся на неё окружающие.

Да и в фильме показывается, как само собой разумеющееся:

— национальная рознь: Ярый «стреляет» по людям танцующим лезгинку в свете автомобильных фар;

— младшего брата Ярого избивают те же лица с восточной внешностью, после чего следует расправа над кафе «Жозефина», где, возможно, собираются обидчики — т.е. наказание идёт без суда и следствия, основанное на простой человеческой злости;

— Ярого убивает полицейский, работающий под прикрытием, — и он опять же по какой-то нелепой случайности оказывается типом явно нерусской внешности; более того — он оказывается при оружии, он торгует наркотиками.

И, повторюсь, всё это в фильме показывается, как само собой разумеющееся.

И ведь в реальной жизни всё так и есть — не поспоришь. От того и удивляет финансирование Федерального фонда. Напомните, сколько было фильмов со столь явной позицией? Не так много, правда? Сразу вспоминается только один — «Россия 88».

А на фоне бирюлёвских событий, на фоне смертей простых русских ребят, на фоне Манежной, на фоне заключённых по манежному делу, на фоне волгоградского терракта и пр., «Околофутбола» выглядит не просто опасным, а имеет потенциал, чтобы попасть под статью об экстремизме. И пропадёт такой прекрасный фильм! Ведь таскали по судам Павла Бардина и Петра Фёдорова: хотели конфисковать и изъять фильм «Россия 88». И Антона Борматова могут затаскать.

Подозревать создателей «Околофутбола», музыкантов, которые приняли участие и в съёмках, и в написании саундтреков, актёров — крайне глупо. Все эти люди — думающие, рефлексирующие, предостерегающие. А вот контекст, в котором крутится фильм, находится во взрывоопасной ситуации. Того и глядишь рванёт со дня на день.

Андрей Рубанов в одной из своих книг разделяет на два разных полюса злобу и злость. Злость разогревает кровь, заставляет действовать и в итоге проходит, в то время как злоба только копится и оставляет налёт внутреннего гниения на человеке. То есть одно оказывается полезным, второе — губительным.

Насколько злой или злобный фильм, каждый определяет для себя сам. «Околофутбола» максимально приближен к реальности, а уж, какая реально окружает вас, это вопрос. Думайте, анализируйте, не идите на провокации и естественно смотрите фильм и ловите от этого драйв!

Фото: кадр из фильма «Околофутбола», 2013, реж. А. Борматов, «Фонд кино»

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня