Мнения

Шизофрения в медиа-сознании

Вадим Левенталь о мировой националистичекой повестке дня

  
2741

Есть что-то смутно тревожное в том, что из всех споров важнейшими для нас являются споры о гомосексуализме и национализме, но раз уж такова повестка дня — хочешь не хочешь, а думать приходится именно о нем.

Впрочем, спокойно думать на нашем материале не получается — слишком много кричат, и даже не скажешь «с обеих сторон», потому что сторон слишком много; именно поэтому они все, стараясь перекричать друг друга, вместе создают такой градус истерики, в котором возмущенный разум закипает — впрочем, чем именно разум возмущен, уловить не успеваешь.

Спокойнее думается о делах греческих, тем более что Греция ассоциируется пока еще с Аристотелем, который незыблемой печкой стоит в начале всякого танца мысли, коль скоро мы не китайцы. Для него идеалом блага было передать заботу о хозяйстве, о рабах — рабу и углубиться в созерцание. Похоже, что-то подобное проделывают в Европе и теперь: забота о греческой экономике передана МВФ, и Европа погружается в созерцание телешоу. По телевизору показывают «белого ангела» — фантастически красивую маленькую голубоглазую девочку: ее отобрали у цыган, и теперь ищут ее настоящих родителей.

Стоило одному ангелу обнаружиться в Греции, глядь — еще одного такого же отнимают у цыган в Ирландии. Сколько ангелов уместится на экране телевизора? Поиски настоящих родителей оформляются с размахом дорогих шоу: на экране мелькают модельной внешности работницы службы опеки, правительство обращается за помощью к международному сообществу, фотография ребенка украшает передовицы всех печатных изданий. Естественная реакция публики — ужас перед цыганами: они в кадре беззубые, толстые, страшные.

Другая главная греческая тема — «Золотая заря», националистическая партия, третья по популярности в стране, 18 из 300 мест в парламенте. 18 сентября в Афинах был убит левый активист, в убийстве сознался один из рядовых активистов «Золотой зари», лидер партии убийство осудил, но через 10 дней его все же арестовали, а теперь спешно проводят закон, запрещающий финансирование партий, руководство которых находится под следствием, — цель очевидна. Телезритель естественным образом приходит в ужас: страшные националисты уже буквально скребутся под окнами, царапают ногтями по стеклу, и их нужно немедленно запретить.

Если говорить об одном отдельно взятом медиа-сознании, то оно как будто шизофренично: оно одновременно ненавидит и национализм, и «черных» (был такой, то есть именно такой анекдот — и это как раз не удивительно: смешно только то, в чем угадывается правда).

Впрочем, если описывать происходящее в терминах психоанализа, то противоречия никакого нет: поднимающееся из глубин бессознательного вызывает протест со стороны цензуры сознания, человек ненавидит свое запретное желание и ненавидит себя за то, что вынужден его испытывать.

Каждый день на берега Европы высаживается несколько сотен жителей Африки и Ближнего Востока, и чуть не каждый день лодки с мигрантами уходят под воду — медиа-сознание ужасается и тому, и другому. Никакого синтеза из тезы запретного желания и антитезы цензуры не получается — получается только невроз.

Нужно спокойно, без эмоций понять одну чисто теоретическую вещь: что бы мы ни считали проблемой — нашествие ли мигрантов, возрождение ли национализма, — в рамках замкнутого (анти)националистического дискурса проблема решена быть не может. Дело не в том, хороши или плохи разговоры про «Грецию для греков и Афины для афинян», что морально а что нет, кому стыдно, а кому не стыдно, кто помнит Холокост и кто его отрицает, — бог с ним со всем. Если только не сами эти разговоры доставляют нам наслаждение. Но речь идет о том, как разобраться с реально существующими проблемами — угол нашего зрения должен быть достаточно широк, чтобы видеть картинку насколько это возможно целиком, чтобы в поле зрения попали, кроме похищающих детей цыган и лодок с мигрантами, и дела международных корпораций, и действия международных финансовых институтов, и политика правительств, и риторика политиков.

Если я считаю аморальным свое желание положить на селедку виноград, то можно сколько угодно рассуждать о морали, традициях, исторической памяти, ментальности и так далее, — дело закончится тем, что я либо уберу виноград в холодильник и буду испытывать невроз от неосуществленного желания, либо съем селедку с виноградом и попранная цензура заставит меня заболеть. Проблема решена не будет. Проблему можно решить, только выйдя из замкнутого круга рассуждений о селедке и винограде: можно — нельзя — но если очень хочется, то можно — но это неправильно — но как хочется — но ведь нельзя — и так далее.

Нужно увидеть целиком механизм, устройство которого предполагает, что в одних странах нет ни работы, ни денег, в других и то, и другое есть, международные финансовые институты кредитуют страны на условиях мгновенной передачи государственных активов в частные руки, политики пожимают друг другу руки на встречах в верхах, клянутся рука об руку бороться с терроризмом и отправляют войска свергать диктаторов, частный бизнес спонсирует политиков, политики, выйдя в отставку, отправляются работать в частный бизнес, а оттуда в международные финансовые институты, телеканалы и газеты транслируют ужас перед мигрантами и тут же ужас перед национализмом, контрольные пакеты телеканалов и газет принадлежат международным корпорациям, головные офисы которых зарегистрированы в оффшорных зонах, — и так далее и так далее, в этой цепи много, очень много звеньев, но работает она только потому, что все же замкнута.

Где-то в этой цепи есть такие звенья, как «национальная преступность», «мультикультурализм», «ненависть к мультикультурализму», «соблюдение обычаев страны проживания», «толерантность» и так далее. Но видеть только этот участок цепи, только его считать проблемой, только с ним бороться, — смешно. И страшно — потому что если тем, кто от работы этой цепи питается, понадобится для оптимизации ее хода небольшая победоносная война, — они не задумаются ни на секунду.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня