В январе 2014 года наступило время «Золотого Дельвига», не только для лауреатов этой ежегодной Всероссийской общенациональной премии имени первого редактора «Литературной газеты», друга Александра Пушкина, барона Антона Дельвига, но, надеюсь, и для всей нашей отечественной словесности. Когда-то барон стал издавать в николаевской России «Литературную газету», тем самым во многом определяя дальнейшее развитие культуры нашего отечества.
Сегодня «Золотой Дельвиг», вопреки всем либеральствующим мейнстримам, прокладывает новое русло для развития словесности. Вопреки мнимым «звездам» либерального идейного руководства над небом русской словесности вспыхивают новые яркие подлинные звезды, подтверждают свою значимость крупнейшие отечественные писатели державного направления.
Так было и в прошлом году, когда лауреатами «Золотого Дельвига» разных степеней стали Владимир Личутин, Магомед Ахмедов, Юрий Козлов, Юрий Архипов, которых трудно представить на вручении Букера или даже вроде бы прогосударственной «Большой книги». Так было и на этот раз, когда золотого, серебряного или бронзового Дельвига вручали Александру Проханову, Юрию Беликову, Сергею Шаргунову и даже Вячеславу Огрызко, не влезающему ни в один формат. При этом, не будем забывать, это самая денежная премия России, но явно нарушающая все либеральные, литературные приличия.
Её девиз — «За верность Слову и Отечеству», где одинаково важны оба составляющих слова. Верность Слову - обязательное правило для писателей, но все ли верные Слову всегда верны Отечеству? Верность Отечеству — это явно неприемлемая для всех наших либералов составляющая, но и среди верных Отечеству, увы, попадаются в силу своей неодаренности люди, не так уж верные нашему Слову.
Уже следование двум этим правилам резко сужает круг претендентов на премию. Тем не менее, я уверен, значимость этой общенациональной премии будет расти с каждым годом. Нашей Словесности и нашему Отечеству крайне нужны верные люди. Иностранные Букеры будут вынуждены подвинуться.
Сейчас время перелома, или Россия рухнет окончательно вниз, или начнется её подлинное бурное развитие её по всем линиям: науки, промышленности, сельского хозяйства. Для этого нужна державная идеология, нужна духовность, нужна национальная литература. Вот «Золотой Дельвиг» и становится её важной вехой, её символом. На суд жюри поступило более четырехсот различных по жанру книг, однако только семнадцать из них были отмечены престижной наградой.
Вручение литературной премии имени Антона Дельвига по итогам минувшего года состоялось 29 января 2014 года в атриуме Государственного музея Пушкина на Пречистенке. Вручали премии известные политики, депутаты, актеры, писатели Николай Губенко и Юрий Поляков, Константин Затулин и Олег Попцов, Владимир Личутин и Игорь Слюняев… Обладателями трех первых премий — с вручением золотой медали Антона Дельвига и вознаграждением в миллион рублей — стали главный редактор газеты «Завтра», писатель и публицист Александр Проханов, поэт Андрей Дементьев, поэтесса и писательница Лариса Васильева. Александр Проханов получил своего «Антона на шею» за прекрасный роман «Время золотое» и в целом «за выдающийся вклад в русскую прозу и обогащение жанра политического романа», вручал её наш давний автор Николай Губенко, Андрей Дементьев получил премию за сборник стихов и песен «Всё в мире поправимо…», Лариса Васильева получила своего «Золотого Дельвига» за книгу «Евдокия Московская», посвященную житию великой княгини, вдовы Дмитрия Донского, ставшую монашкой.
Если первые премии в этом году получили широко известные столичные писатели, это не говорит о том, что «Золотой Дельвиг» отказался от своего принципа широко представлять и национальные литературы народов России, и писателей из русской глубинки. Как сказала на открытии заместитель главного редактора, известная поэтесса Марина Кудимова: «Главная цель премии — максимально широко осветить процессы, происходящие на сегодняшний момент в русской литературе по всей стране и за ее пределами, а также придать большую литературную известность писателям, живущим в русской провинции, в национальных и автономных республиках».
Согласно этому правилу почти всё серебро и бронзу заслуженно получили талантливые представители литературы из самых разных уголков России: народный писатель Удмуртской республики, поэт, драматург и киносценарист Вячеслав Ар-Серги, чеченский писатель и доктор экономики Канта Ибрагимов, казахский поэт, прозаик и переводчик Бахытжан Канапьянов, поэт и переводчик из Астрахани Юрий Щербаков (все — серебро), пермский поэт Юрий Беликов (бронза). Да и Вячеслав Огрызко вполне заслуженно получил бронзовую премию за книгу «Лица и Лики. Литература малочисленных народов Севера и Дальнего Востока». В 2-х томах. Литературная Россия, 2013. Кроме своей бурной и достаточно субъективной деятельности на посту главного редактора «Литературной России», он уже много лет подвижнически и крайне объективно занимается изучением и пропагандой литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Поздравляю коллегу.
Была отмечена яркая удача минувшего года: роман Сергея Шаргунова «1993» (серебро), «Бронзового Дельвига» присудили писателям и книгам: «Три власти» Лидии Сычевой, «День в августе» Игоря Гамаюнова, «Песенка про осень» детского поэта Юрия Любимова. Из литературоведческих трудов выделили книгу Евгения Степанова «Жанры и строфы современной русской поэзии». Отметили «Серебряным Дельвигом» и мою книгу «Михаил Лермонтов. Мистический гений». Вручал мне премию давний костромской знакомый, ныне министр регионального развития России Игорь Слюняев.
Обратили, как всегда, внимание и на молодых писателей. Студент Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова Евгений Рудашевский получил «Молодого Дельвига» за свой философский путевой дневник.
Это живая премия живой современной российской литературы. Не случайно, Сергей Шаргунов пожелал премии скорее стать максимально успешной в литературном процессе. Ко всем лауреатам премии, несомненно, не безразличным к судьбам государства Российского, можно отнести слова Александра Проханова: «В моих романах действуют герои и мерзавцы, труженики и чванливые бездари, великие подвижники, мученики и палачи. Но главным героем всегда является государство. Я пишу о нем на протяжении всей жизни, в периоды его величия и могущества, во время упадка и болезни, — сказал Александр Проханов. — И сейчас наблюдаю, как оно медленно, но неуклонно встает, сбрасывает с себя пепел погребения и возвращается в русскую историю. Роман „Время золотое“ — о государстве сегодняшнего дня во всем его мучительно-хрупком становлении, когда оно готово рассыпаться вдребезги, но не рассыпается. Я не боюсь сказать: блажен художник, которому государство раскрывает свои восхитительные чертоги и страшные катакомбы, свои молельни и свои застенки. И блаженно государство, если у него есть художники, готовые снова и снова писать его портрет, очеловечивать его, одухотворять и возносить к вершинам».
Творцы «Золотого Дельвига» 2014 года все сообща, своими книгами, поэмами и романами, очерками и исследованиями, пишут портрет своего народа, своего государства, его героев. За это они и получили заслуженные награды.