Мнения

Правила игры

Мария Цыбульская о детях с особенностями развития

  
533

Родители не всегда сразу замечают, что с их детьми что-то не так. Или замечают, но не признаются в этом даже себе — ну подумаешь, ребенок все время бегает, и не может сидеть на одном месте дольше минуты. Чтобы накормить его, бабушкам и дедушкам приходится бегать по всей кухне с тарелкой: «Он же у нас просто энергичный и будет спортсменом!»

«Подумаешь, моя девочка не хочет разговаривать с другими детьми в садике, и кусается, если они к ней подходят. Да, она же просто умнее, чем все дети! Ей с ними не интересно»

«Близнецы не разговаривают до четырех лет? Ну и что? Они же понимают друг друга, им никто не нужен»

Признать, что семья со своим ребенком не справляется, и пойти за помощью к специалистам очень сложно и страшно. Его же там залечат, замучают, наркоманом сделают и в психушку положат. А людям как в глаза смотреть?! На самом деле, речь вообще не о диагнозах и не о лечении. В психологии и психиатрии есть такой термин — пограничные состояния. Это когда задержки и отклонения в развитии не критичны, корректируются учебными играми и занятиями или, в крайнем случае, курсом не тяжелых успокоительных или стимулирующих препаратов.

Называются такие дети — дети с особенностями развития. Их очень много. И большинство с каким-то особым подходом к себе никогда не сталкивались. И дело тут не только в отрицании родителей, (хотя и в нем тоже), но в, первую очередь, в том, что в России сколько-нибудь сформированная педагогическая система, готовая принять и подтянуть детей с особенностями развития, налажена только в крупных городах. В сельской местности такого института не существует вообще. На самом деле, этим детям и этим родителям могла бы очень помочь даже разовая консультация педагога-дефектолога, логопеда, психолога. Такая комиссия, которая поможет разобраться, как и чем отличается их ребенок. Научит с ним играть и делать упражнения, объяснит, какие книжки лучше читать.

А в более сложных случаях подскажет, где в райцентре найти специалистов для регулярных консультаций. Ведь дети с особенностями развития наверняка догонят своих сверстников. Вопрос только в том, сравняются они к первому классу школы или к десятому.

Поэтому педагоги из Кемеровской региональной общественной организации «Служба лечебной педагогики», запустившие проект «Мобильная команда детских специалистов «Перспектива», делают по-настоящему уникальную работу. Команда выезжает в выходные дни по письменной заявке родителей. Чтобы пригласить специалистов, должны объединиться родители 10−16 детей. Организатором такой встречи может быть педагог детского сада или школы, врач, или кто-то из родителей. Консультация будет проходить на базе образовательного учреждения или в библиотеке при Доме Культуры. В ходе встречи специалисты проводят экспресс-диагностику детского развития, а затем индивидуальную консультацию с родителем.

Опытному педагогу достаточно часа, чтобы понять, какие у ребенка проблемы. Малышу предложат просто поиграть — разложить по порядку картинки, собрать матрешку, составить небольшой рассказ или нарисовать свою семью. И по тому, как он справится — будет ли играть или откажется, будет ли стараться выполнить задание или сразу потеряет интерес к нему — педагог составит для себя полную картину. Проблемы могут быть самые разные. Это и нарушенное поведение, задержка речевого развития и нарушенное звукопроизношение, грубое нарушение речи, нарушение познавательной деятельности; психологические нарушения у детей — детско-родительские отношения, семейные конфликты, возрастные детские кризисы; нарушение письменной речи и чтения, школьная «неуспешность»; инвалидность.

Педагог определит, на что нужно родителям и учителям сделать упор, чтобы помочь ребенку лучше подготовиться к учебе. И к жизни, в конечном счете. Важность такой консультации может быть не очевидна даже родителям, не говоря уже о тех, кто никогда не сталкивался с такими сложностями — «Ну что они там скажут?», «У нас просто сложный ребенок», «Все дети одинаковые». Или даже: «У нас вот ребенок послушный и умный потому что мы его правильно воспитываем. А эти Ивановы (Петровы, Сидоровы) просто все ему позволяют, вот он и распустился. И педагоги тут ни при чем». Это не так.

В первую очередь, консультация поможет родителям своего ребенка понять. Он бегает не потому что непослушный, а потому что просто не может остановиться из-за возбуждения нервной системы. Он не говорит не потому что ему нечего сказать, а потому что мышление у него образное, а не словесное. Русский язык ему придется учить как иностранный. На это уйдет время, но он его выучит. Ребенок не вредный или с трудным характером, а просто для него все новое становится не приключением, а испытанием. Он пугается, отсюда агрессия и капризы. Педагоги из проекта «Мобильная команда детских специалистов «Перспектива» очень хотят помочь таким малышам и таким родителям научиться общаться, понимать друг друга, играть вместе и быть счастливее. Для этого им нужно оплачивать транспорт, развивающие материалы, какие-то совсем мелкие расходы. Давайте мы им поможем?

http://nuzhnapomosh.ru/2014/02/pravila-igry/

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ
Сумма перевода

Фото: страница Службы лечебной педагогики на Фейсбуке

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня