Мнения

Борьба с мифическим противником

Екатерина Винокурова о пропаганде, основанной на «лайках»

  
1888

Наблюдая за ожесточенным походом охранителей против «либералов» и «креативного класса», я уже который месяц не могу понять, кто, зачем и против кого борется.

Дело в том, что до политической журналистики, я работала в бизнес-пиаре и имею профильное образование. Ключевыми понятиями в том же бизнес-пиаре всегда являлись «целевая аудитория», «каналы распространения» и «оценка эффективности».

Рассмотрим несколько кейсов. Вот, к примеру, некий блогер-охранитель пишет колонку в издание отчетливо охранительской направленности про либералов, которые сегодня играют джаз, а завтра Родину продадут и перепощивает себе это в Facebook.

Вопрос первый — против кого он борется? Некоей мифической либеральной гадины? При всем уважении к самым заметным игрокам либерального фланга — РПР-ПАРНАС и «Гражданской платформы», все-таки их электоральные успехи на «либеральную могучую гадину» не тянут, что касается Алексея Навального, как самого заметного игрока несистемного фланга — он себя как либерала не позиционирует.

Публикация в стиле «Все зло от либералов, они сволочи, они, гады, страну продают» рассчитана на то, чтобы собрать лайки от убежденных сторонников и проклятия от убежденных противников. Едва ли кого бы то ни было сомневающегося посты в подобном тоне заставят задуматься хоть о чем-то — благо, все-таки времена Геббельса и тотального доверия к пропаганде в истории рекламы и пиара остались позади. Таким образом, выходит, что эта борьба ведется против мифического противника и ради завоевания мифических же сторонников и со стороны выглядит до крайности глупо и неэффективно — а я лишь замечу, что в среде пиарщиков измерение эффективности постов в соцсетях простым подсчетом количества лайков уже лет пять назад считалось «разводкой для лохов».

Не нравится Интернет? Хорошо, обратимся к всенародному любимцу Дмитрию Киселеву, периодически услаждающему наш слух своими размышлениями о фашистах, рвущихся к власти и еврейских поэтах, занимающих «не ту» позицию, которую надо было бы занять в память о Холокосте. Ок, прекрасно, предположим даже, что аудитория телевидения менее критична к высказываемым тезисам, нежели Интернет-аудитория. Что мы получаем на выходе? Картину крайней нестабильности — наступающие и все крепнущиие враги, внешние и внутренние, отчаянная борьба — и все это на фоне растущей инфляции, цен на продукты и постепенной деградации властной вертикали на местах.

Апогеем провластной пропаганды в печатной прессе мне кажется размещение в журнале «Флирт» (это такой бесплатный журнал с телефонами девушек легкого поведения) статей про то, что оппозицию кормит Госдеп. Фокус-группу читателей журнала, которые на вопрос о том, чего им там не хватает, отвечают «политики», может нарисовать, наверное, только больное воображение.

Что мы имеем в итоге? Охранительские колонки, программы Киселева и, конечно же, журнал «Флирт» регулярно собирают нужное для отчета количество лайков и перепостов от верующих в них и проклятий от тех, кто в них не верит. Несуществующая либеральна угроза обретает плоть и кровь в рассказах пропагандистов.

«Сомневающиеся» оказываются не затронуты ни по одному из каналов коммуникации и продолжают оставаться в некоей «серой зоне» что для соцопросов ФОМ и ВЦИОМ, что для той же самой госпропаганды.

Напомню, что в прошлый раз «сомневающиеся» под градом госпропаганды оказались неучтены на выборах мэра Москвы в начале сентября 2013 года. Пропагандисты писали посты о страшном либералофашисте, телеканалы вещали об уголовнике, печатная пресса как могла, подхватывала. Были и отчеты о постах и лайках, ВЦИОМ и ФОМ предсказывали победу Собянина с 65% голосов и проигрыш Навального с 15%. Итог оказался неожиданным: «серое пятно» сместилось в сторону оппозиции, Собянин еле выиграл в первом туре, а Навальный получил треть голосов москвичей.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня