Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
12 июля 2014 10:30

Везунчик Стас Михайлов

Всеволод Непогодин о причинах популярности российского певца

3338

Количество нападок на певца Стаса Михайлова сопоставимо с количеством нападок на вожаков «Евромайдана». Доморощенные критики пытаются его высмеять, побольнее уколоть словцом и откровенно оскорбить. Я не считаю себя поклонником шансона и Михайлова в частности, но вижу необходимость выступить в защиту популярного артиста.

Всеми недоброжелателям Михайлова движет либо классовая ненависть либо кассовая зависть. Стас — самый народный исполнитель России, и с этим трудно поспорить. Фыркают всякие столичные консерваторские интеллигентишки со смычками в руке: «Что это за безголосый боров? Да как его вообще на сцену выпускают?!». И я всем им отвечу: «Да вы просто настоящую Россию не знаете и не видели!». Незамысловатые мелодии и примитивные слова песен Стаса Михайлова лично для меня такая же неотъемлемая часть провинциальной России как буянящие соседи, зловонные подъезды и ямы на дорогах. Его творчество так же органично для российской глубинки как непрекращающийся даже ночью собачий лай, матерные тирады подвыпившего дворника и протекающие краны в уборных госучреждений. И когда я находясь в каком-нибудь периферийном российском городке сажусь в маршрутную «Газель», то заранее ожидаю, что услышу в салоне шансон и непременно что-нибудь из репертуара Михайлова. Там просто не может играть из радиоприемника Лана Дель Рей, потому что её песни будут резонировать с окружающей действительностью.

Сколько я ни слушал Стаса, но он у меня никогда не вызывал раздражения. А всё лишь потому, что в наш век коммерциализации музыкальной индустрии в его песнях не чувствуется продюсерская рука. Все песенки простоваты донельзя и в них сохраняется та цепляющая искренность, с которой провинциальные пацаны поют под гитарку вечерами у подъезда. Да, у Михайлова довольно слабый голос, но поёт он все-таки душой. Невозможно с помощью фальши добиться столь широкой популярности. Певец — это тот, кому есть что сказать людям. Исполнитель — это тот, кто со сцены говорит чужие слова под чужие аранжировки. Тот же Григорий Лепс мне совершенно неприятен, потому что «косит» под рокера, да и несколько его песен подозрительно похожи на «Coldplay». Святослав Вакарчук на сцене пытается одновременно быть Робертом Плантом, Джимом Моррисоном и Боном Скоттом. А Стас Михайлов у микрофона всегда остаётся Стасом Михайловым и не старается быть кем-либо еще. Я Михайлова уважаю за то, что он всегда остаётся самим собой.

Моря поклонниц и океаны фанаток Стаса вполне объяснимы. Провинциальные женщины падки на фактурных мужчин. Им кажется, что габаритный дядя непременно защитит их от всех невзгод и одарит счастьем. Бухгалтеры поселковых райсобесов даже и не посмотрят в сторону задохлика Вакарчука — какой от него толк в домашнем хозяйстве?! Дров не нарубит, огород не вскопает. Русская периферийная женщина на любого певца смотрит прежде всего, как на потенциального супруга, а уже потом оценивает его творческие способности. Михайлов визуально понятен им. Крупный, улыбчивый, обаятельный, похож на старшего механика из заводского гаража. Такой мужик и любой вечер своей шуткой скрасит и по полной программе одарит любовью прямо на капоте своей вишнёвой «девятки». Талант Михайлова заключается в том, что он своими песнями умудряется найти и надавить на те точки акупунктуры на душах одиноких женщин, которые отвечают за счастье. Каждой стерлитамакской медсестре и сольвычегодской поварихе кажется, что именно ей одной Стас подарит моря и океаны. У него получается индивидуально петь для каждой слушательницы в зале, а не просто бросаться словами в толпу. Это талант свыше, и ему есть, за что благодарить Бога, и поэтому неудивительно, что Михайлов весьма религиозен. Стас — безусловный везунчик судьбы.

Что касается сценического образа Михайлова, то мне поначалу казалось, что расстегнутые верхние пуговицы на рубашке — это закос под Тома Джонсом, но потом я понял, что это скорее дворовый приблатненный имидж. Мол старший брат сидел, потом откинулся и меня премудростям жизни научил, а я вам в песнях пересказываю его наставления.

Жители периферии, занятые тяжелым физическим трудом, не могут слушать то же, что и продвинутые московские хипстеры. Попробуйте восемь часов простоять у станка и потом попытайтесь проникнуться настроениями Тома Йорка. Работягам нужна простота в музыке и Михайлов отлично отвечает на социальный запрос российской глубинки. Именно мозолистые руки провинциальных трудяг куют благосостояние России и поэтому креативный класс не имеет права насмехаться над музыкальными предпочтениями промышленных городов! И конечно Михайлов мне гораздо ближе, чем Вакарчук и все русские рокеры. Сколь ни были бы корявы его песни, но Стас — настоящий, и в этом кроется его феноменальный успех. Как только я слышу Михайлова, то мне хочется немедленно очутится на каком-нибудь периферийном застолье, дернуть рюмку водки, выйти за околицу, пройтись по заснеженной тропе, прислониться к берёзке и воскликнуть на всю округу: «Какое же счастье жить в России и быть русским!»…

Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня