Мнения

…И кому умирать молодым

15 августа 1990 года погиб культовый музыкант Виктор Цой

  
3321
…И кому умирать молодым

У каждого свой Цой и своя группа «Кино». Песни «Когда твоя девушка больна» и «Пачка сигарет» я слышал от дворовых музыкантов задолго до того, как узнал кто их автор и исполнитель. То же самое касается и таких песен как «Видели ночь» и «Группа крови». Наверное, так раньше песни и становились народными, когда умирал их автор.

Виктор Цой — уникальный культурный феномен и, безусловно, голос эпохи и своего поколения.

Немного грубоватый, немного романтичный, гордый, самоуверенный и порою печальный.

А ещё обиженный, не пафосный, осторожный и влюбчивый.

Такими, наверное, были подростки, выраставшие в спальных районах большой и необъятной страны, которые уже не слушали Аллу Борисовну и Софию Михайловну (при всём уважении к их творчеству). А которые были сами себе на уме, у которых было ощущение внутренней правоты и порою не всегда попадания в общепринятые нормы и правила.

Цой предрекал обновление. Обновление социальное в первую очередь. А политическое, возможно, подразумевалось, но как следствие социального, ведь вечный конфликт отцов и детей на фоне кризиса в стране приобретал ещё более выраженную окраску. Цой не мог этого не почувствовать.

В документальных фильмах о молодёжи того времени для иллюстрации морального разложения поколения порой вставляют кадры с концертов группы «Кино». Это довольно странно. Ведь Цоя нельзя считать проводником аморальности или человеком контркультуры. Он не отрицал действующей культуры, но требовал уважения к таким как он сам, а значит и к тем, кто посещал его концерты. Если он и выступал за обновление, то уж точно не только политическое, но и социальное. Песня «Дальше действовать будем мы» — яркий пример этому, где как раз говориться о том, что новая и свободная молодёжь вступает в свои права. «Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив»… «Мы родились в тесных квартирах новых районов»… «Слышишь шелест плащей — это мы»…

И, по-моему, поколение Цоя оказалось парадоксальным образом более свободным и нонконформистским, в отличие от детей перестройки, которым пришлось вырастать в девяностые и которые, наверное, оказались более конформными и порою даже аморфными.

Популярность Цоя можно объяснить точным попаданием цель, задеванием за живое, способностью в метафорической форме рассказать самим себе кто мы такие. Конечно, важную роль сыграла и неожиданная комбинация разных его талантов: довольно специфический голос, не менее специфические тексты со стремлением к повторам, яркая, порой стремящаяся к дискотечной музыка.

Дождь, который так часто вспоминается в его песнях — это как раз элемент этого попадания в цель. Обычных людей дождь пугает. Можно простудиться, заболеть. Дождь — это такая обыденная неприятность для современного человека, повод укорить себя, что забыл дома зонт. Для В. Цоя же дождь — это не просто природное явление, которое помогает погрустить, это помимо всего прочего ещё нечто, что распугивает людей, и их становится меньше. А значит — проще. Любитель дождя — это архетип такого себе степного волка конца двадцатого века, человека маргинального с точки зрения общества, но глубокого и серьёзного, с прочным внутренним стержнем. «Меня ждёт на улице дождь, их ждёт дома обед»…

А гулять по дождю — это как раз самый простой способ найти выход за пределы обыденности. Быть не таким как все не для того, чтобы на тебя обратили внимание, а просто потому, что ты — не такой как все и любишь дождь и порой хочешь побыть один.

Ночь, утро, день, тень, солнце, кухня, которая хранит тайны, сигареты, печаль, любовь — это архетипы в которых Цой чувствовал себя свободно, это то, что резонировало в молодёжи того времени. Мне кажется, эти архетипы, будут понятны молодёжи любых поколений.

Поэтому его песни до сих пор слушают. Они понятны, просты и глубоки одновременно. Многие музыкальные гурманы считают песни Цоя классикой русского рока. Отчасти так оно и есть.

Но в случае с Цоем, наверное, не получилась полная культурная канонизация. Конечно, формальные признаки её присутствуют — памятник, толпы фанатов с изображением кумира и любимой группы на футболках, исполнение его песен молодыми музыкантами.

Но важнее не это. Важнее то, что, не смотря на все эти попытки сделать его классиком и поставить на полку музыкальной истории, его песни продолжают быть актуальными и интересными до сих пор. Можно долго рассуждать, почему так происходит.

Видимо, потому что Цой, действительно, жив.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Федор Бирюков
Федор Бирюков

10 лет — немалый срок жизни для современного СМИ. «Свободная пресса» успешно преодолела свое первое десятилетие и, очевидно, только лишь набирает обороты. Среди множества информационных агентств и новостных сайтов «СП» выделяется как широким охватом освещаемых вопросов, так и нестандартным, даже зачастую неполиткорретным подходом к раскрытию тем. Это действительно свободная трибуна, работающая на стыке публицистики и экспертного анализа и рассчитанная на самую разнообразную аудиторию — как в плане возраста, так и политической позиции. Именно в силу своего универсализма и дерзости «СП» выгодно выделяется на фоне множества интернет-изданий, зачастую просто дублирующих информацию. У «Свободной прессы» свой фирменный подход к созданию контента, а также своя аудитория, и довольно обширная.

В сумме мы получаем именно то, что надо — пространство свободной, но и ответственной информации со своим уникальным стилем, узнаваемыми лицами и готовностью обсуждать любые, самые острые и противоречивые проблемы. Поздравляю издание с первым десятилетним юбилеем и желаю держаться выбранного курса и дальше! «Свободной прессе» — ура!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня