Мнения

«Наезд» в День без автомобиля

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Надо уметь договариваться с гаишниками»

  
2954
«Наезд» в День без автомобиля

Всякий раз, когда встречаешь таких людей, как Виктор Травин, невольно задаёшься логичным вопросом: да что ему, больше всех надо — воевать с гаишниками, защищая водителей? И дело тут даже не в деньгах, а в неотвратимости ежедневного общения с хорошо отлаженной машиной государственной службы в лице многочисленных инспекторов и чиновников ГИБДД, которые так и норовят подчас лишить вас автомобиля (поставив его на штраф-площадку) или прав.

Но жизнь, видимо, так устроена, что нужны в ней, как говорится, и борцы за идею. Тем более, что это сейчас созданная Виктором Николаевичем некогда Коллегия правовой защиты (КПЗ) автовладельцев превратилась в мощную организацию. В Международный День без автомобиля, который отмечается 21 сентября, мы беседуем с Виктором Травиным о том, как автомобилисту вести себя на дороге при встрече с инспектором ГИБДД.

«СП»: — Виктор Николаевич, начнем с КоАП (Кодекса об административных правонарушениях). В нем есть некоторые «вилки». Например, в наказаниях: штраф или лишение прав? Кто и как решает, как поступать с правонарушителем?

— В кодексе сказано, что санкция налагается с учётом личности нарушителя (то есть всё зависит от того, понравился ли водитель инспектору или взгляд всё же не тот), а также — его имущественного положения. Последнее нам и самим-то порой неизвестно (сгорела квартира, пока тебя дома не было, — вот ты уже и не миллионер). А сотруднику ДПС надо оценивать его на глазок, прямо здесь и сейчас. Вот он и смотрит: если человек нищ — полторы тысячи рублей штрафа, богат — две. То есть законодатели «справедливо» считают, что разница в материальном положении пенсионера и, скажем, олигарха составляет всего 500 рублей. Это, конечно же, глупость. В Финляндии, например, вообще не существует верхнего предела штрафов. Там президент компании Nokia за превышение скорости был оштрафован однажды на 100.000 евро, так что хоть прочувствовал на себе — что значит нарушать.

«СП»: - С некоторых пор ответственность за правонарушение несут собственники автомобиля, независимо от того, сидели ли они за рулем в момент правонарушения или нет, а не те, кто, скажем, по доверенности управлял машиной. Как быть с этим? Ведь видеокамера фиксирует не лицо, а номер автомобиля.

— У нас есть такое понятие, как неотвратимость наказания. Человек должен знать, что если он совершит тяжкое уголовное преступление, он обязательно попадёт в тюрьму — именно он и не кто иной. По статье 28.6 КоАПа совершенно необязательно наказывать нарушителя — достаточно привлечь к ответственности собственника автомобиля. В итоге, получается совершенно извращённое представление о нормах права: один, пользуясь машиной по доверенности, безнаказанно нарушает ПДД. Другой законопослушный хозяин машины, который вообще сидит дома, всё время наказан. Спрашивается: неотвратимость наказания — это что и для кого? В кодексе сказано, что это делается с целью профилактики правонарушений. Скажите на милость, какая возможна профилактика, если наказывают не того?

«СП»: — Не кажется ли вам, что такие правонарушения легко можно будет опротестовать человеку, который запросто может доказать свою невиновность в том или ином ДТП с помощью свидетелей?

— Смотрите, какой абсурд получается. В той же статье 28.6 КоАПа сказано: в случае проверки информации о том, что машиной управлял кто-то другой, вы можете быть освобождены от ответственности. Приходит квитанция? Берёте копию путёвки в санаторий, билеты на самолёт, приходите в ГАИ и говорите: не мог, дескать, я нарушить, так как меня даже в Москве в это время не было. А сотрудник инспекции отвечает: маловато, мол, будет доказательств — вам надо указать пальцем на того, кто нарушил. Возникает дилемма: если нарушил мой родственник (а по 51-й статье Конституции я не обязан на него стучать), то остаётся только брать всю вину на себя. Или ссориться с ним.

«СП»: — Есть категория лиц, не подлежащая задержанию, — военные, сотрудники других ведомств и так далее. Кого ещё не могут поместить в ИВС?

— Ещё в КПЗ нельзя сажать беременных женщин. К ним у нас приравнены сотрудники милиции, таможенной, наркоконтрольной и других служб.

«СП»: — Имеет ли право, например, судебный пристав изымать из машины вещи в счёт долга, не уплаченного штрафа: магнитолу, «запаску», инструменты и так далее?

— Начинается всё с того, что вас на дороге останавливают, проверяют. Но судебный пристав-исполнитель действует по месту исполнительного производства, то есть по месту вашего жительства. Так, как у нас могут хватать всех где-нибудь в Бологое на дороге из Питера в Москву и «трясти» их, имея доступ к федеральной базе, — неправильно. Я с трудом представляю себе, что на посту в Бологое вас останавливали бы и проверку проводил московский, питерский, свердловский (в зависимости от того, откуда вы) или другой пристав. Такого, чтобы на каждом посту дежурили приставы всея Руси — не может быть: это просто невозможно. Орудуют местные. Другое дело, что могут отправить предписание местным приставам по месту вашего нахождения. Но откуда и кому известно, куда вы поехали?

«СП»: — Ну, хорошо, местный пристав пришёл к вам домой или встретил у машины? и забрал из салона дорогие вещи.

— Минуточку, первым его вопросом должен быть: «Вы получали исполнительный лист?». Допустим, вы отвечаете ему: «Нет. У меня на руках только постановление о штрафе». А исполнительный лист, как правило, не получает никто, если только пристав не додумался отправить его вам по почте заказным письмом.

«СП»: — Он может принести его с собой…

— Ради Бога, но с момента его вручения он обязан установить срок для его добровольной оплаты, который исчисляется временем от суток до пяти. Если я не оплатил штраф в течение этого срока, пристав имеет право наложить арест на моё имущество, то есть — запретить им пользоваться. А не помогло и это — конфисковать его. Если под конфискацию попали чужие вещи, их собственнику нужно прийти к приставу и попросить исключить из списка своё имущество, поскольку оно не принадлежит ответчику, должнику. Важно помнить, что не могут у вас при неоплаченном штрафе в 100 рублей отбирать машину. Не вправе также изымать вещи, являющиеся для вас средствами производства, или личные вещи, к которым, кстати, относится, например, мобильный телефон. Первым делом арест налагается на денежные средства, но вы при этом не обязаны выворачивать карманы, отдавая последнее. Вообще, грамотный подход позволяет отбиться от любого «наезда».

"СП": — Ваша задача — не «нагнуть» гаишника, а распрямить водителя. Что вы имеете в виду?

— Дело в том, что когда гнёшь гаишника, волей-неволей гнёшься сам. Я думаю, что сегодня надо дать каждому водителю возможность, во-первых, понять, что есть три основополагающих документа, которые нужно если не знать наизусть, то хотя бы прочитать. Это Кодекс об административных правонарушениях, Закон «О милиции» и «Словарь блатных слов и выражений» (чтобы проще было находить общий язык с сотрудником милиции). Как правило, тот, кто сегодня почувствовал, что чего-то знает о своих правах, он выходит на дорогу во всеоружии. А если человек ещё и понимает, что сотрудник ГАИ — это то должностное лицо, которое мы наняли за собственные деньги на работу, то вот тогда-то водитель и будет разговаривать с ним по-другому — «выпрямившись».

Когда я вижу, что инспектор ДПС некомпетентен, хамит или просто не справляется, то всегда в таком случае говорю ему: «Не можете исполнять свои обязанности — верните мне деньги, которые я заплатил в виде налогов на вашу зарплату, — я найму другого». Вот эта фраза просто убивает каждого нерадивого сотрудника ГАИ — он не понимает, о чём идёт речь. Я же, в свою очередь, ставлю таким образом его на место, напоминая, что не я — для него, а он — для меня. Я, как водитель и гражданин, — хозяин и работодатель, а он — наёмный служащий. Хочу — будет работать, не хочу — не будет. Конечно, для многих это звучит абсурдно. Но рано или поздно каждый сам для себя должен решить, кто перед кем должен гнуться…

Снимок в открытие статьи: журналист, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин/ Фото ИТАР-ТАСС/ Игорь Кубединов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня