18+
среда, 24 мая
Культура

Никита Джигурда: Петр Вельяминов был настоящим мужиком

Актер Петр Сергеевич Вельяминов скончался на 83-м году жизни в Санкт-Петербурге

  
47

У народного артиста России, сыгравшего около 300 ролей в театре и кино, не было актёрского образования. Свои «театральные университеты» он проходил в лагерной самодеятельности.

Многие актеры российского кино, кому посчастливилось работать вместе с Вельяминовым, отзываются о нем как о человеке чрезвычайно порядочном и требовательном, прежде всего к самому себе. Актер Никита Джигурда играл вместе с ним в фильме «Ермак». Съёмки картины были начаты в СССР в 1986 году и длились десять лет. Это один из самых продолжительных и дорогих проектов российского кинематографа 1990-х. Корреспондент «Свободной прессы» связалась с Никитой Джигурдой и попросила рассказать о съемках фильма.

«СП»: — Никита, как работалось с Петром Сергеевичем?

— Он был удивительный человек. Мало кто знает, что он потомок древнего дворянского рода. Он натерпелся в своей жизни столько, столько вынес! Не многим удается после таких испытаний не потерять веру в людей, в жизнь. Он, понимаете, излучал свет какой — то для всех. Работалось с ним очень комфортно. Мы все смотрели и учились у него. Понимаете, ему ведь тогда уже было под 70, но никаких привилегий он не требовал. Вел себя как молодой актер, а не легенда кинематографа. Все как все. Съемки были под Барнаулом тяжелейшие. Условия были трудные, ненормированный рабочий день со всеми вытекающими «прелестями».

"СП": — Его образ в фильме, насколько он разнился с ним самим?

— Полярно! Он играл попа — расстригу, и сумел привнести в эту роль естественность. Но это настолько разнилось с настоящим человеком Вельяминовым! Это просто высококлассный профессионализм. Он заряжал всех нас на такую самоотдачу.

«СП»: — С актерами как он общался? На равных или все-таки как мэтр?

— Могу сказать одно. Он очень воспитанный человек был. Никакого выпендрежа. Знаете, сейчас таких практически нет. Он был последним из могикан. Как маяк, который светит и указывает путь.

«СП»: — Российское кино теряет в этом году великих актеров… Что, на ваш взгляд ушло вместе с Вельяминовым?

— Уходят настоящие мужики. Таких, как он, в нашем кинематографе — по пальцам пересчитать можно. Принципиальный, честный. Вот скажите, можете сейчас таких как Вельяминов назвать хотя бы пять человек?

«СП»: — Надо подумать, он все же целая эпоха.

— Верно. На смену ТАКИМ актерам приходят субтильные мальчики, гордо называющие себя мужчинами, соглашаются играть все — что угодно, за любые деньги, любую ерунду. Среди них очень мало искренних, профессиональных и мужественных людей. А Вельяминов был НАСТОЯЩИЙ.

«СП»: — Что он нам оставил после себя?

— Свои роли. Своих учеников. Слава Богу, что он сумел передать свое мастерство и свое отношение к жизни молодым. И поколению, к которому отношусь я, так сказать, среднему. Мы многому учились у таких, как он.


Из досье «СП»

Актёр театра и кино, Народный артист РСФСР Пётр Сергеевич Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в семье потомственного военного из древнего дворянского рода.

Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-губернатор времен восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года. В 1932 году Сергея Петровича Вельяминова, как бывшего офицера царской армии, арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Освободили его в 1936 году. Но репрессии против семьи Вельяминовых продолжались — в марте 1943 года арестовали Петра Вельяминова — 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный институт. Он был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе. Он провёл в лагерях 10 лет. В лагерных условиях у Петра Вельяминова, на протяжении всего 1944 года не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой — дело дошло до помещения в центральный лазарет. После лазарета был переведен в Краснотурьинск, где работал на строительстве жилых домов и по совету одного из заключенных стал участвовать в самодеятельности. По совету одного актёра (ещё в лагере) поехал в Абакан, чтобы поступить на работу в театр. Первое время пришлось работать на лесоповале, но при содействии начальника управления культуры Мухина был принят в Абаканский русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, несмотря на «негативные» биографические данные. В 1955 году был приглашён на работу в Тюменский областной драматический театр. После работы в Тюмени Петр Вельяминов работал в разных театрах России.

В Свердловском театре на спектакле «Кандидат партии» по пьесе А. Крона Петра Вельяминова увидели Валерий Усков и Владимир Краснопольский и пригласили сниматься в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень» В 1972 году актёр вернулся в Москву и был принят в труппу театра «Современник». Затем начались съёмки в фильме «Вечный зов» и Петр Вельяминов решил оставить театр и полностью посвятить себя кинематографу. С 1995 года — актёр Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н.П. Акимова, участвовала в спектаклях «Приюта комедианта».

В 1976 году присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. Через некоторое время был представлен на получение звания Народного артиста, но в то время актёр ещё не был реабилитирован. Звание Народного артиста будет присвоено Петру Вельяминову лишь в 1985 году после получения свидетельства о реабилитации.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня