Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
17 июня 2009 20:00

Савва Ямщиков: Умоляю, не пускайте в Консерваторию западных реставраторов

Дан старт реконструкции, которую называют беспрецедентной. Оптимисты верят, что печальный опыт Большого театра и Мариинки не повторится

78

Московская государственная Консерватория имени П. И. Чайковского будет реконструирована. Соответствующее распоряжение подписал мэр города Юрий Лужков. Власти города утвердили акт разрешенного использования (АРИ) земельного участка на реконструкцию и новое строительство для проведения реставрации зданий консерватории с приспособлением их к современному использованию.

Разговоры о неотвратимости ремонта Консерватории, в том числе ее Большого зала, являющегося одним из главных акустических сокровищ Европы, ведутся уже много лет. Главное здание, построенное в конце XIX века, за все время существования не ремонтировалось ни разу.

В 2002 году к недоделкам многочисленных косметических ремонтов добавились последствия пожара в левом крыле комплекса, где расположен Малый зал Консерватории. Вспыхнувший огонь удалось быстро погасить. Но вода затопила почти все крыло, заметно ухудшив состояние деревянных перекрытий и фундамента. Тушившие консерваторию пожарные говорили, что, если бы пожар начался ночью, восстанавливать было бы нечего. Все внутренние перекрытия комплекса специально, из акустических соображений, заполнены легковоспламеняющимся материалом. К счастью, огонь задел лишь учебные классы, сам зал не пострадал. Руководство консерватории ограничилось небольшим ремонтом, который на время скрыл следы пожара. Затем штукатурка начала отваливаться, а на еще недавно белоснежном потолке стали образовываться коричневые разводы.

Активно обсуждать реставрацию консерватории стали три года назад, в 2006 году инспекция Госархстройнадзора столицы предписывала закрыть 17 аварийных помещений и выполнить в них ремонтные работы. А осенью 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с профессорско-преподавательским составом консерватории имени Чайковского заверил всех, что «консерватория будет объектом серьезной реконструкции». «Нам нужно привести в порядок консерваторию, и это главное, — заявил он. — Проект в основе своей хорош. Но в комплексе есть 3 здания, которые консерватории не принадлежат. Мы решаем вопрос, как их выкупить». «Мы планируем выполнить все работы в течение трех лет», — добавил мэр.

Реконструкция консерватории будет проводиться согласно федеральной целевой программе «Культура России», которая была утверждена правительством РФ еще в декабре 2005 года сроком до 2011 года. В ходе реконструкции планируется увеличить площадь комплекса зданий консерватории с 39 тыс. 140 до 70 тыс. 570 кв. метров. Работы предполагается вести по Большой Никитской улице, дом 13/6, строение 1, дом 11/4, строение 4, Малому Кисловскому переулку, дом 12/8, строение 2, а также Среднему Кисловскому переулку, дом 3, строение 1, 1А, 2,3 и 4. Вместимость проектируемых подземных автостоянок консерватории составит 168 машиномест. Вместимость залов -«Большого», «Малого», «Рахманинского», Оперного театра-студии, зала N1 и зала N2 достигнет после реконструкции 3540 мест. Это позволит обеспечить учебный процесс с участием 1200 студентов и 360 преподавателей.


Реставрации подобного уровня в России никогда не проводилось. Проблема — в сложнейшей акустике зала. Малейшее отклонение от архитектурного проекта — и восстановить нарушенное равновесие будет крайне сложно. Акустику может убить любой лишний гвоздь. Поэтому восстанавливать здание будут постепенно и тщательно.

Смогут ли справиться российские архитекторы и реставраторы со столь сложной и скрупулезной работой, корреспондент «Свободной прессы» выяснила у президента российского союза реставраторов Саввы Ямщикова.

«СП»: — Савва Васильевич, по плечу нам такая задача как восстановление Консерватории, все же проект беспрецедентный?

— Могу сказать одно, и это касается не только консерватории. Если этим делом будут заниматься так, как это делают в Москве «лужковской», то есть сломать и построить — то это чудовищно. У нас есть в России реставраторы. Если власти Консерватории ценят это и будут делать, согласуясь с замечаниями и с отношением наших специалистов, то тогда все будет в порядке.

«СП»: — Да, ведь после войны много чего восстанавливали.

— Конечно. Все города древнерусские, дворцы и парки привели в порядок. Но! Это тогда, когда к этому относятся как к памятнику. А если это будут делать так как «Военторг», гостиницу «Москва» — все обречено заранее на провал.

«СП»: — В консерватории как раз к началу реконструкции сменился ректор. Теперь ее возглавляет экс-министр культуры Соколов…

— Александр Сергеевич Соколов — человек, который хорошо знает реставрационную школу и работников. Если он будет за это отвечать, то все будет нормально. А если за это возьмется кодла «откатчиков», то пиши - пропало. Если в дело вмешается Швыдкой, то это все. Конец.

«СП»: — Что Вы имеете в виду?

— Вспомните Мариинку. Выдали 25 млн. евро архитектору Перо, который обгадил все и уехал к себе за границу. Все украдут! Как вы не понимаете! Совестливые люди должны этим заниматься, вот и все. Знаю, что еще и прилегающие рядом строения собираются присоединить — и ничего в этом плохого нет. С умом надо все делать. Аккуратно и тщательно. А главное — не звать с Запада работников. Они все у нас делают! Не понимаю, почему так происходит! Им же всем на нас плевать. Получили бабки и свалили. У нас замечательные архитекторы, только кто же их слушает?


Консерватория

Чайковский, чье имя носит консерватория, был в ней профессором от основания до 1878 года, когда передал должность своему ученику Сергею Танееву. Чайковский не только преподавал в старом дашковском доме, но и музицировал и исполнялся в нем. А в декабре 1880 года жил в его правом крыле в казенной квартире. Крыло сохранилось надстроенным. Главный дом возведен почти заново. Перестройка воронцовской усадьбы началась в год смерти Чайковского — 1893-й, так что композитор никогда не видел здание таким, каким видим его мы. Считается, что от старого баженовского дома сохранилась передняя стена центральной части с полуротондой на высоту двух этажей. Автором перестройки и знаменитого Большого зала стал несправедливо забытый архитектор Василий Загорский, который составил проект безвозмездно. Большой зал и все здание были завершены в 1901 году. Невозможно перечислить великих преподавателей и выпускников консерватории. Достаточно сказать, что в ней, еще в старом доме, одновременно учились Рахманинов и Скрябин. В советские годы консерватория присоединила к своему владению соседнюю по Большой Никитской усадьбу. Присоединила не случайно: с XIX века там располагалось Синодальное училище церковного пения, связанное с консерваторией не только общей стеной, но и общими культурными интересами и — до некоторой степени — составом преподавателей и попечителей (Чайковский и Танеев состояли в наблюдательном совете). Знаменитый Рахманиновский зал — это бывший зал Синодального училища. Само же здание училища построено в конце XVIII века как главный дом в усадьбе древнего рода Колычевых и принадлежит к числу образцовых памятников классицизма. Сегодня консерватория претендует на еще одну усадьбу в своем квартале (9 по Большой Никитской). Трудно узнать за перелицованным фасадом главного дома черты двухсотлетней старины. Между тем дом графа Льва Кирилловича Разумовского включен великим архитектором Матвеем Казаковым в «Альбомы партикулярных строений», куда попали только лучшие здания города того времени.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня