Московская государственная Консерватория имени П. И. Чайковского будет реконструирована. Соответствующее распоряжение подписал мэр города Юрий Лужков. Власти города утвердили акт разрешенного использования (АРИ) земельного участка на реконструкцию и новое строительство для проведения реставрации зданий консерватории с приспособлением их к современному использованию.
Разговоры о неотвратимости ремонта Консерватории, в том числе ее Большого зала, являющегося одним из главных акустических сокровищ Европы, ведутся уже много лет. Главное здание, построенное в конце XIX века, за все время существования не ремонтировалось ни разу.
В 2002 году к недоделкам многочисленных косметических ремонтов добавились последствия пожара в левом крыле комплекса, где расположен Малый зал Консерватории. Вспыхнувший огонь удалось быстро погасить. Но вода затопила почти все крыло, заметно ухудшив состояние деревянных перекрытий и фундамента. Тушившие консерваторию пожарные говорили, что, если бы пожар начался ночью, восстанавливать было бы нечего. Все внутренние перекрытия комплекса специально, из акустических соображений, заполнены легковоспламеняющимся материалом. К счастью, огонь задел лишь учебные классы, сам зал не пострадал. Руководство консерватории ограничилось небольшим ремонтом, который на время скрыл следы пожара. Затем штукатурка начала отваливаться, а на еще недавно белоснежном потолке стали образовываться коричневые разводы.
Активно обсуждать реставрацию консерватории стали три года назад, в 2006 году инспекция Госархстройнадзора столицы предписывала закрыть 17 аварийных помещений и выполнить в них ремонтные работы. А осенью 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с профессорско-преподавательским составом консерватории имени Чайковского заверил всех, что «консерватория будет объектом серьезной реконструкции». «Нам нужно привести в порядок консерваторию, и это главное, — заявил он. — Проект в основе своей хорош. Но в комплексе есть 3 здания, которые консерватории не принадлежат. Мы решаем вопрос, как их выкупить». «Мы планируем выполнить все работы в течение трех лет», — добавил мэр.
Реконструкция консерватории будет проводиться согласно федеральной целевой программе «Культура России», которая была утверждена правительством РФ еще в декабре 2005 года сроком до 2011 года. В ходе реконструкции планируется увеличить площадь комплекса зданий консерватории с 39 тыс. 140 до 70 тыс. 570 кв. метров. Работы предполагается вести по Большой Никитской улице, дом 13/6, строение 1, дом 11/4, строение 4, Малому Кисловскому переулку, дом 12/8, строение 2, а также Среднему Кисловскому переулку, дом 3, строение 1, 1А, 2,3 и 4. Вместимость проектируемых подземных автостоянок консерватории составит 168 машиномест. Вместимость залов -«Большого», «Малого», «Рахманинского», Оперного театра-студии, зала N1 и зала N2 достигнет после реконструкции 3540 мест. Это позволит обеспечить учебный процесс с участием 1200 студентов и 360 преподавателей.
Реставрации подобного уровня в России никогда не проводилось. Проблема — в сложнейшей акустике зала. Малейшее отклонение от архитектурного проекта — и восстановить нарушенное равновесие будет крайне сложно. Акустику может убить любой лишний гвоздь. Поэтому восстанавливать здание будут постепенно и тщательно.
Смогут ли справиться российские архитекторы и реставраторы со столь сложной и скрупулезной работой, корреспондент «Свободной прессы» выяснила у президента российского союза реставраторов Саввы Ямщикова.
«СП»: — Савва Васильевич, по плечу нам такая задача как восстановление Консерватории, все же проект беспрецедентный?
— Могу сказать одно, и это касается не только консерватории. Если этим делом будут заниматься так, как это делают в Москве «лужковской», то есть сломать и построить — то это чудовищно. У нас есть в России реставраторы. Если власти Консерватории ценят это и будут делать, согласуясь с замечаниями и с отношением наших специалистов, то тогда все будет в порядке.
«СП»: — Да, ведь после войны много чего восстанавливали.
— Конечно. Все города древнерусские, дворцы и парки привели в порядок. Но! Это тогда, когда к этому относятся как к памятнику. А если это будут делать так как «Военторг», гостиницу «Москва» — все обречено заранее на провал.
«СП»: — В консерватории как раз к началу реконструкции сменился ректор. Теперь ее возглавляет экс-министр культуры Соколов…
— Александр Сергеевич Соколов — человек, который хорошо знает реставрационную школу и работников. Если он будет за это отвечать, то все будет нормально. А если за это возьмется кодла «откатчиков», то пиши - пропало. Если в дело вмешается Швыдкой, то это все. Конец.
«СП»: — Что Вы имеете в виду?
— Вспомните Мариинку. Выдали 25 млн. евро архитектору Перо, который обгадил все и уехал к себе за границу. Все украдут! Как вы не понимаете! Совестливые люди должны этим заниматься, вот и все. Знаю, что еще и прилегающие рядом строения собираются присоединить — и ничего в этом плохого нет. С умом надо все делать. Аккуратно и тщательно. А главное — не звать с Запада работников. Они все у нас делают! Не понимаю, почему так происходит! Им же всем на нас плевать. Получили бабки и свалили. У нас замечательные архитекторы, только кто же их слушает?
Консерватория
Чайковский, чье имя носит консерватория, был в ней профессором от основания до 1878 года, когда передал должность своему ученику Сергею Танееву. Чайковский не только преподавал в старом дашковском доме, но и музицировал и исполнялся в нем. А в декабре 1880 года жил в его правом крыле в казенной квартире. Крыло сохранилось надстроенным. Главный дом возведен почти заново. Перестройка воронцовской усадьбы началась в год смерти Чайковского — 1893-й, так что композитор никогда не видел здание таким, каким видим его мы. Считается, что от старого баженовского дома сохранилась передняя стена центральной части с полуротондой на высоту двух этажей. Автором перестройки и знаменитого Большого зала стал несправедливо забытый архитектор Василий Загорский, который составил проект безвозмездно. Большой зал и все здание были завершены в 1901 году. Невозможно перечислить великих преподавателей и выпускников консерватории. Достаточно сказать, что в ней, еще в старом доме, одновременно учились Рахманинов и Скрябин. В советские годы консерватория присоединила к своему владению соседнюю по Большой Никитской усадьбу. Присоединила не случайно: с XIX века там располагалось Синодальное училище церковного пения, связанное с консерваторией не только общей стеной, но и общими культурными интересами и — до некоторой степени — составом преподавателей и попечителей (Чайковский и Танеев состояли в наблюдательном совете). Знаменитый Рахманиновский зал — это бывший зал Синодального училища. Само же здание училища построено в конце XVIII века как главный дом в усадьбе древнего рода Колычевых и принадлежит к числу образцовых памятников классицизма. Сегодня консерватория претендует на еще одну усадьбу в своем квартале (9 по Большой Никитской). Трудно узнать за перелицованным фасадом главного дома черты двухсотлетней старины. Между тем дом графа Льва Кирилловича Разумовского включен великим архитектором Матвеем Казаковым в «Альбомы партикулярных строений», куда попали только лучшие здания города того времени.