Культура

Игорь Масленников: Не можешь выплатить кредит — читай Островского

Известный режиссер снял фильм, о том, как справиться с кризисом, читая классику

  
64

Игорь Масленников заканчивает работу над картиной «Банкрот». Это экранизация пьесы Островского «Свои люди, сочтемся», практически готовая инструкция для тех, кто не может платить по счетам или запутался в ценных бумах. Главная тема фильма — ложное банкротство, когда предприниматели объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от разных оплат, расчетов по векселям, распискам.

К истории позапрошлого века обратился отец русского Шерлока Холмса — Игорь Масленников, некогда разглядевший в Ленинграде черты лондонских предместий. Теперь он снял Замоскворечье в Вологде, а в Петербурге нашел кусочек купеческой Москвы.

Корреспондент «Свободной прессы» расспросила режиссера Игоря Масленникова о новом фильме и о кризисе в России.

«СП»: — Игорь Федорович, когда мы увидим ваш фильм «Банкрот»? В какой стадии сейчас работа над ним?

 — Фильм почти готов, все отснято, музыка положена, озвучание сделано. Мы подготовились к перезаписи. К концу июля должны все закончить. Премьера, я надеюсь, будет в сентябре.

«СП»: — До этого вы сняли два фильма по Островскому — «Русские деньги», в «тучном» 2006 году, и «Взятки гладки», который вышел на экраны уже во время кризиса. Почему вы так заинтересовались нашим классиком и решили экранизировать его пьесы?

 — У Островского много пьес - 48. Он очень внимательно наблюдал за теми событиями, которыми жил 19 век. Это была капитализация России. Те пьесы, где возникают проблемы с имуществом, взятками, банкротствами сейчас стали поразительно понятны. У Островского удивительно ярко и живо все это показано. Я очень захотел оживить эти пьесы. Ведь по нынешним временам они особенно актуальны. Например, «Свои люди, сочтемся». У нас это будет «Банкрот». Там ведь речь идет о залогах, кредитах, залоговых бумагах и прочих вещах. Когда мы сидели в советское время в театре и смотрели пьесу, мы не могли понять, о чем идет речь. Акции, закладные, векселя - кто мог в советское время знать, а тем более оперировать такими понятиями? Единицы. А сегодня фильм может вообще стать инструкцией, как надо обращаться с кредитами, как гасить векселя.

«СП»: — Да, действительно, «Банкрот» сейчас это очень актуально…

— Этот фильм просто в «десятку» нашей жизни. Сколько людей сталкиваются с такими проблемами! А ведь это все было уже! И главное — дело не в самих терминах. Люди очень похожи. Их поведение, решение проблем. Это же наши современники! Вы думаете, мы сильно изменились за 100 с лишним лет? Уверяю — нисколько. Мы повторяем ту же историю, только в современном обрамлении.

«СП»: — А где проходили съемки фильма? Натурные сцены трудно снять в современном мегаполисе. Везде реклама, новострой.

 — История «Банкрота» — это история замоскворецкого купечества. А какое Замосковречье можно снять в Москве? Все перестроено, переделано. Везде современная реклама, дорожные знаки, провода везде висят. Надо было снимать в Москве — на Болотной площади, в переулках Солянки и Полянки, на Воробьевых горах. Но это нереально — ни по денежным причинам, ни по каким другим. В современном мегаполисе теперь живого места не найдешь. Нет старых улочек, все застроено. Поэтому мы искали что-то подходящее в провинции. Я давно заприметил местечко в Вологде, есть там такой тихий заповедный уголок. Замечательный город, он напоминает старые купеческие кварталы. Мы прекрасно там поработали.

«СП»: — Кого из звезд отечественного кино мы увидим? И долго ли они раздумывали, сниматься или нет?

 — Соглашались молниеносно, немедленно! По всем трем фильмам по Островскому у меня не было никаких проблем с актерами. Потому что это настоящая литература, настоящая драматургия, там живиые характеры, там есть что играть. Купца Большова Самсона Силыча сыграл Леонид Кулагин, его жену Аграфену Кондратьевну — Нина Усатова, приказчика Подхалюзина — Юрий Гальцев. Дочку Большовых, Липочку, на которой женится Подхалюзин, будет играть молодая и талантливая петербургская актриса из Александринского театра Янина Лакоба. Сваха — Лия Ахеджакова, ключница Фоминишна — Зинаида Шарко.

«СП»: — Игорь Федорович, почему в театры народ ходит на классику, ходит с удовольствием, это считается хорошим тоном, признаком вкуса. А с кино — проблемы!

 — Да с прокатам у нас катастрофа! А телевидение в основном занимается «гламуром». ТВ классика не интересна.

«СП»: — Отчего же, вот «Идиот» Достоевского с большим успехом прошел…

 — Ну, так это изредка. И что мы еще можем вспомнить? И когда это было? Несколько лет назад. А регулярно, в хорошее время показывать нашу классику — до этого наше телевидение еще не доросло. Зритель, может быть, и хочет посмотреть что-то хорошее, но ему предлагают совсем другое. А приличное кино заталкивают на два-три часа ночи, когда рекламщики либо разъезжаются по ночным клубам, казино, либо спят.

«СП»: — Игорь Федорович, мы в вашем фильме увидим 19 век. А почему вы не захотели, как сейчас модно, перенести сюжет в современную эпоху? Может, зрителю было бы это ближе?

 — Категорически не понимаю и не принимаю этих переносов классики. Переодевание в другие костюмы и какая-то стилизация — это просто выдрючивание режиссеров. Мне это не нравится абсолютно. У нас все нормально, настоящий 19 век. А зритель, уверяю вас, все поймет и так, как написал Островский.

«СП»: — Кто дал вам деньги на съемки такого фильма? Ведь классика — это не очень большие сборы. Спонсоры, инвесторы не видят большой заинтересованности, как известно.

 — Министерство культуры выделило. Деньги, конечно, очень маленькие, можно сказать, копеечные, но мы уже привыкли жить экономно, не шиковать. В жестких условиях работали. На Островского «лишних» денег никто не дает, это вы правы. И спонсоров у нас практически не было. Услышат Островский — и сразу кислые физиономии. И где найдешь этих спонсоров сейчас? Все разбежались по своим норам. На самом деле это гениальный драматург, написавший замечательные пьесы. Кстати, актеры наши не торговались по гонорарам. Артисты соскучились по хорошей драматургии. У Островского живые люди, характеры — то, что разучились создавать наши сценаристы. Они лепят сюжеты для сериалов, актеры произносят их тексты, а отношений, чувств нет, зрители не могут отличить, кто есть кто.

Досье «СП»

Игорь Федорович Масленников

Родился 26 октября 1931 года в Горьком (ныне — Нижний Новгород). В 1954 году он окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета, затем работал на Ленинградском телевидении. В 1967 году Игорь Масленников окончил Высшие режиссерские курсы при киностудии «Ленфильм». В кино режиссер дебютировал фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». Огромную известность Игорю Масленникову принесли телевизионные фильмы «Приключения Шерлока Холмса» и «Зимняя вишня».

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня