На время самого громкого культурного события июня — Московского Международного Кинофестиваля — в российскую столицу пожаловали несколько десятков журналистов из Канады, Германии, Японии, Франции, Великобритании… Представители зарубежной прессы ночевали в гостинице «Международная» на Краснопресненской набережной, а все остальное время разрывались между киноцентрами «Октябрь», «На Красной Пресне» и кинотеатром «Художественный», где проходили киносеансы.
Встречаясь то в одном, то в другом культурном учреждении, коллеги делились наболевшим:
— Мы как белки, скачем с одной ветки метро на другую. От автомобиля отказались. Потому что здесь, в Москве, такие пробки. В один день мы четыре часа ехали путь, который можно было преодолеть за четверть часа, — жаловалась высокая англичанка пожилому мужчине в очках. И хвалилась, что нашла русскую коллегу, которая помогает ей не заблудиться в запутанной, как лисьи следы в лесу, столичной подземке.
В предпоследний фестивальный день гости Москвы, приехавшие сюда не только по зову сердца, но и по долгу службы, от усталости еле ноги передвигали.
— Устала. Жарко, — улыбнулась канадская журналистка Кристина Стоянова. Но, тем не менее, любезно согласилась ответить на несколько вопросов о фестивале.
«СП»: — Кристина, как вам Москва?
— О, я много раз здесь была. Бесконечно красивый город. Русское кино очень интересным стало за последние годы. Некоторые фильмы лично у меня вызывают неоднозначное отношение. Но у вас много кино снимают, даже не смотря на кризис. Есть выбор у зрителей. Это важно.
«СП»: — Кого из российских режиссеров вы знаете?
— Самых главных режиссеров знаю. Знаю обоих Прошкиных, отца и сына. Веру Сторожеву. Конечно, Михалкова. Знаю отца и дочь Миндадзе. Дальше перечислять? Я занимаюсь русским кино, я пишу о русском кино. Я долго могла бы говорить, перечислять.
«СП»: — Как вас встретили накануне фестиваля?
— Очень хорошо встретили. Машину дали. По Москве мы передвигаемся на машине. Не очень удобно из-за пробок, конечно. Но все-таки лучше, чем пешком.
«СП»: — Многих приезжающих в Москву шокируют огромные толпы людей на улицах города.
— В Пекине толпы больше. Русская столица большой город, как здесь без толп? Здесь есть другие, более важные проблемы. Это пробки. Это невозможность пересечь улицу — мало пешеходных переходов. Километр надо идти, чтобы найти переход на другую сторону проспекта. Очень дорогой город. Во всем мире снижают цены, а здесь только повышают.
«СП»: — Московская милиция — притча во языцех нашего города — вас не обижала?
— Слава Богу, у меня не было проблем с русской милицией. На улице меня не останавливали, регистрацию не требовали, документы не просили. Хотя я конечно, носила с собой паспорт.
«СП»: — А как вам русская кухня?
— С ней не похудеешь. Я ела блины, пирожки. Все печеное. Очень нежное, вкусное. Невозможно было остановиться.
«СП»: — Какие представленные на фестивале фильмы вам понравились больше всего? — поинтересовались мы у специального корреспондента индийского телевидения «БиаТВ» Раджа Максло.
— Я посмотрел огромное количество фильмов. Даже названий сейчас, наверное, не вспомню. Пока у меня каша в голове от огромного количества информации, которую я получил за эти полторы недели. Мне нужно немного времени, чтобы мысли улеглись. Только после этого я смогу сказать, что тот или иной фильм оставил в моем сердце след. Но у меня в рюкзаке есть список всех картин, которые я здесь видел. Рядом с каждым названием я начеркал кое-какие свои мысли.
«СП»: — Говорят, из-за кризиса «ММКФ-2009» получился более скромным, чем в прошлом или позапрошлом годах.
— Я бываю на московском фестивале каждый год, уже в течение почти десяти лет. Я особой разницы не заметил. Все как раньше — хорошие фильмы, интересные люди. Это то, ради чего мы все здесь собираемся. Вообще этот фестиваль отличный шанс для людей из разных стран, с разным образом жизни и разным образом мыслей, — пообщаться, обсудить наболевшие вопросы.
«СП»: — Индийские зрители знают русских режиссеров?
— У вас есть Никита Михалков. Я лично с ним знаком, записывал интервью. Он даже поздоровался со мной за руку. Когда я рассказывал знакомым, что видел близко самого Михалкова, они мне очень завидовали. Еще я слышал о Тимуре Бекмамбетове, видел один его фильм. Молодых ваших режиссеров я, к сожалению, пока не знаю.
«СП»: — Никита Михалков недавно оказался замешан в крупном скандале, вы об этом слышали?
— Слышал краем уха. Я думаю, это какое-то недоразумение, которое скоро разрешится. Михалков достойный человек. У него хорошая репутация, его знают во всем мире.
«СП»: — Что можете сказать о Москве?
— Знаете, что я заметил? Здесь люди практически не помогают друг другу. В Индии если вдруг происходит уличная драка, все прохожие бегут дерущихся разнимать. Здесь я не раз наблюдал — люди просто проходят мимо. И у них у всех абсолютно равнодушные лица. Я был немного шокирован этим. Москвичи общаются только с теми, кого знают. В индийских городах даже незнакомым принято желать здоровья. В моем мобильном телефоне около трех тысяч номеров. Две трети этих телефонных номеров принадлежит людям, с которыми я познакомился в Москве. Я считаю их своими друзьями. Но один мой русский знакомый сказал: «Нет, Радж, это не твои друзья. Если тебе будет плохо, никто из них не бросит свои дела и не побежит к тебе». А я так устроен: если сейчас разговариваю с вами, хотя вижу вас в первый раз в жизни, я все равно уже считаю вас своим другом. Я так устроен. Но в Москве другое восприятие дружбы, к сожалению.
«СП»: — Какие темы в кино надо поднимать, чтобы достучаться до сердец человеческих?
— Надо больше рассказывать о дружбе. О настоящей дружбе и о настоящей любви.
Фото[*]