18+
пятница, 30 сентября
Культура

Теленеделя: Гении и маньяки

Зря мы так долго и упорно ругали отечественное телевидение. В ближайшие месяцы оно может стать еще хуже…

  
2507

Кина не будет?

Негативные последствия печальных экономических процессов во всей полноте уже ощутили на себе независимые компании, занимающиеся производством телевизионной продукции, и, в первую очередь, сериалов. Даже такой гигант мыльной индустрии, как А-Медиа, объявил о приостановке большинства проектов и о глобальном сокращении штатов. Что уж говорить о менее серьезных игроках…

Некоторые из них так попросту обанкротились и объявили о своем закрытии. И в первую очередь те, кто снимал сериалы не под заказ конкретных телеканалов, а на деньги, взятые в долг. Фильмы-то сняты. Миллионы потрачены. А продукт никто не покупает. Знаю с десяток продюсеров, которые бесконечно, по кругу, ходят по руководству телеканалов, раз за разом снижая свои коммерческие требования. Но и руководству не до жиру, расплатиться бы со своими, родными производителями. Еще немного — и пойдет волна судебных исков. В том числе и от известных актеров к студиям. Работа-то сделана! А где гонорары?!

Но есть на этот счет и другое мнение. Его, в частности, высказывает гендиректор СТС Вячеслав Муругов. В принципе, его позиция сводится к старому, как мир, принципу: художник должен быть голодным. Мол, именно в тяжелые периоды жизни у творцов активизируется интеллектуальная активность, рождаются новые идеи и т. д. И наоборот, чем сильней чувство сытости и стабильности, тем ленивей талант и воображение.

Есть и еще одна точка зрения. Кризис волей-неволей вернет цены на телевизионное производство к реальности. А то ведь в последнее время они, действительно, зашкаливали. Актеры средней руки уже не желали разговаривать с продюсерами сериалов, если им предлагали меньше 2−3 тысяч долларов за смену. Что уж говорить о звездах! И даже рядовые осветители выбивали себе месячное жалование в 50−60 тысяч рублей. При том, что качество сериалов было в большинстве случаев далеко непропорционально росту затрат на них.

А теперь, вроде, все может встать на свои места. Популярные актеры, оставшиеся без привычных гонораров, перестанут брезговать малобюджетными, но интересными проектами, между режиссерами, которым теперь нет числа, наконец-то начнется настоящая конкуренция, а продюсеры, «отбив» деньги, перестанут закрывать глаза на откровенную халтуру.

Что ж, может быть, может быть. Только уйдет ли в прошлое вместе со ставшим таким родным чувством благополучия, не менее привычное отношение к зрителю как к «быдлу, которое все схавает»? Не будет ли нам предложено такое же отвратительно телевизионное меню, только уже не на уровне заграничного фастфуда, а — буфета в провинциальном вокзале?..

Не будем гадать. Вернемся к тому, что имеем на данный момент.

Пипл схавает?

А на данный момент тот самый принцип про «быдло» продолжает цвести пышным цветом. И примером тому — раскрученный, благодаря скандалу фильм «Мой муж — гений», показанный в рубрике «Закрытый просмотр» на Первом канале.

Между прочим, неплохая рубрика. Некоторые картины, вышедшие в ее рамках, и возникшие после их показа дискуссии, вызвали довольно широкий общественный резонанс (вспомним, например, «Груз 200» Алексея Балабанова).

Характер дискуссии, которая должна была бы последовать после «Мужа», был предопределен заранее. Равно как и интерес к фильму. Еще бы, ведь премьере предшествовал такой громкий скандал! Группа видных ученых, действительных членов российской Академии наук, выступила с категоричным протестом против картины. По их мнению, главный герой фильма, великий физик Лев Ландау был показан односторонне. На передний план вышла интимная жизнь нобелевского лауреата, а не его выдающаяся личность. Собственно, таким он был и в воспоминаниях жены, Коры Дробанцевой, легших в основу сценария. Возмущение ученых сотрудники Первого со свойственным им умением использовали как мощный пиар. По их мнению, выходило, что многомудрые старики хотели бы, чтобы Ландау был изображен в духе биографических фильмов сталинских времен: то есть говорил бы исключительно крылатыми выражениями, не пил, не ел, на женщин не смотрел, и походил бы на памятник себе самому. А они сделали фильм о живом человеке, который — что греха таить! — ну о-очень любил женщин!..

Если честно, то, будь ведущий программы «Закрытый просмотр» Александр Гордон принципиальным и искренним человеком, сразу после завершения показа ему надо было бы сказать примерно следующее: «Друзья, никакой дискуссии не будет. Говорить не о чем. То, что вы увидели, не имеет никакого отношения к искусству и обсуждению не подлежит».

В самом деле, а что мы увидели? Фильм, сделанный в традициях худшего «мыла». То есть череду неких мизансцен при полном отсутствии психологизма, развития характеров, элементарного художественного вкуса. В кадре человек, которого звали Лев Ландау, раз за разом вступал в интимные связи с разными женщинами. По поведению и внешне человек этот в исполнении хорошего, в принципе, актера Даниила Спиваковского был, как две капли воды, похож на его же героя из фильма «Мой сводный брат Франкенштейн». Только если бы тот, после черепно-мозговой травмы, полученной на чеченской войне, стал не тронувшимся в уме борцом за справедливость, а сексуальным маньяком. Чтобы хоть как-то привязать образ невротика-извращенца к его прототипу, в начале фильма показали документальные кадры с Ландау: мол, таким он и был, странным, всклокоченным, с плохой дикцией. Для убедительности несколько раз крупным планом показали дергающиеся в тике губы сына Ландау, который тоже был в студии. Видите? — яблоко от яблоньки…

Но Гордон дискуссию, естественно, не отменил. И пошла она в том направлении, в каком и предполагалось. То есть, никто не говорил о самом фильме как о неком явлении художественной жизни, а о том, можно ли показывать известного человека ТАК, или нельзя.

Можно. Если делать это с талантом Сокурова, показавшего Ленина в своем «Тельце» беспомощным, глубоко больным человеком. Но то — работа большого мастера, а не циничное «осваивание выделенного бюджета», пока еще вполне докризисного.

Герои сошли с дистанции

И вторая премьера Первого канала, которой также предшествовал скандал. Речь идет об очередном сезоне масштабного шоу «Последний герой». Как известно, в самом начале проекта из него ушли вип-участники — Виктор Ерофеев и Никита Джигурда. Сами они объяснили причину своего дезертирства следующим образом: создатели проекта вели себя по отношению к участникам, мягко говоря, по хамски, еще до начала игры давая почувствовать разницу между собой, деятелями всесильного ТВ, и рядовыми смертными. Нет, они, Джигурда и Ерофеев, не спасовали перед трудностями. Просто не могли допустить демонстративного унижения человеческого достоинства.

И вот, было очень интересно, как покажут создатели «Героя» отщепенцев? Жалкими трусами? Но это вызвало бы еще один скандал… Телевизионщики выкрутились с блеском: в кадре Ерофеев и Джигурда были поданы так, что изначально выглядели инородными телами. Все участники шоу — нормальные ребята, которые все понимают. А эти… Один все время матерится и строит из себя крутого, второй — молчит, презрительно улыбается, глядя на происходящее, и методично жует резинку.

Что характерно, в показанной первой части участники «Героя» не комментировали поведение друг друга. Но в адрес Ерофеева и Джигурды время от времени звучали реплики типа «Вызовите врача, Джигурда сошел с ума!», «Кажется, эти хлюпики остаются!».

В результате, авторы добились своего, и когда те отказались от дальнейшей игры, все вздохнули с облегчением: и игроки, и зрители, и ведущая Ксюша Собчак, на которую писатель и актер, в отличие от прочих, смотрели без раболепного восторга.

премьеры теленедели

17 ноября

«Познер»

23.30

Премьера новой программы. Авторской. Кто автор — нетрудно догадаться по названию. На российском ТВ, видимо, становится доброй традицией выносить свои имена в заглавные титры. Программа будет представлять собой интервью с человеком, приглашенным В.В.Познером по какому-то актуальному случаю. А выходить будет регулярно по понедельникам. Каждый последний понедельник месяца — в виде ток-шоу со зрителями в студии. В последнее время Владимир Владимирович, закрывший свои «Времена» и оставивший пост президента телевизионной Академии, всячески подчеркивает свою независимость и критическое отношение к происходящему в стране и на ТВ. Интересно, насколько откровенным сможет он быть в эфире самого ангажированного власть канала?..

20 ноября

«Тайные знаки судьбы»

«Россия», 22.50

Премьерный показ в лучшее вечернее время. В центре внимания передачи — суеверия, совпадения, пророческие сны. Вот и главный государственный канал, вслед за всеми прочими, постепенно переключается на мистику. Оно и понятно. Интерес к ней в обществе всегда резко возрастает в периоды глобальных кризисов.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье