18+
пятница, 9 декабря
Культура

Теленеделя: Гении и маньяки

Зря мы так долго и упорно ругали отечественное телевидение. В ближайшие месяцы оно может стать еще хуже…

  
2509

Кина не будет?

Негативные последствия печальных экономических процессов во всей полноте уже ощутили на себе независимые компании, занимающиеся производством телевизионной продукции, и, в первую очередь, сериалов. Даже такой гигант мыльной индустрии, как А-Медиа, объявил о приостановке большинства проектов и о глобальном сокращении штатов. Что уж говорить о менее серьезных игроках…

Некоторые из них так попросту обанкротились и объявили о своем закрытии. И в первую очередь те, кто снимал сериалы не под заказ конкретных телеканалов, а на деньги, взятые в долг. Фильмы-то сняты. Миллионы потрачены. А продукт никто не покупает. Знаю с десяток продюсеров, которые бесконечно, по кругу, ходят по руководству телеканалов, раз за разом снижая свои коммерческие требования. Но и руководству не до жиру, расплатиться бы со своими, родными производителями. Еще немного — и пойдет волна судебных исков. В том числе и от известных актеров к студиям. Работа-то сделана! А где гонорары?!

Но есть на этот счет и другое мнение. Его, в частности, высказывает гендиректор СТС Вячеслав Муругов. В принципе, его позиция сводится к старому, как мир, принципу: художник должен быть голодным. Мол, именно в тяжелые периоды жизни у творцов активизируется интеллектуальная активность, рождаются новые идеи и т. д. И наоборот, чем сильней чувство сытости и стабильности, тем ленивей талант и воображение.

Есть и еще одна точка зрения. Кризис волей-неволей вернет цены на телевизионное производство к реальности. А то ведь в последнее время они, действительно, зашкаливали. Актеры средней руки уже не желали разговаривать с продюсерами сериалов, если им предлагали меньше 2−3 тысяч долларов за смену. Что уж говорить о звездах! И даже рядовые осветители выбивали себе месячное жалование в 50−60 тысяч рублей. При том, что качество сериалов было в большинстве случаев далеко непропорционально росту затрат на них.

А теперь, вроде, все может встать на свои места. Популярные актеры, оставшиеся без привычных гонораров, перестанут брезговать малобюджетными, но интересными проектами, между режиссерами, которым теперь нет числа, наконец-то начнется настоящая конкуренция, а продюсеры, «отбив» деньги, перестанут закрывать глаза на откровенную халтуру.

Что ж, может быть, может быть. Только уйдет ли в прошлое вместе со ставшим таким родным чувством благополучия, не менее привычное отношение к зрителю как к «быдлу, которое все схавает»? Не будет ли нам предложено такое же отвратительно телевизионное меню, только уже не на уровне заграничного фастфуда, а — буфета в провинциальном вокзале?..

Не будем гадать. Вернемся к тому, что имеем на данный момент.

Пипл схавает?

А на данный момент тот самый принцип про «быдло» продолжает цвести пышным цветом. И примером тому — раскрученный, благодаря скандалу фильм «Мой муж — гений», показанный в рубрике «Закрытый просмотр» на Первом канале.

Между прочим, неплохая рубрика. Некоторые картины, вышедшие в ее рамках, и возникшие после их показа дискуссии, вызвали довольно широкий общественный резонанс (вспомним, например, «Груз 200» Алексея Балабанова).

Характер дискуссии, которая должна была бы последовать после «Мужа», был предопределен заранее. Равно как и интерес к фильму. Еще бы, ведь премьере предшествовал такой громкий скандал! Группа видных ученых, действительных членов российской Академии наук, выступила с категоричным протестом против картины. По их мнению, главный герой фильма, великий физик Лев Ландау был показан односторонне. На передний план вышла интимная жизнь нобелевского лауреата, а не его выдающаяся личность. Собственно, таким он был и в воспоминаниях жены, Коры Дробанцевой, легших в основу сценария. Возмущение ученых сотрудники Первого со свойственным им умением использовали как мощный пиар. По их мнению, выходило, что многомудрые старики хотели бы, чтобы Ландау был изображен в духе биографических фильмов сталинских времен: то есть говорил бы исключительно крылатыми выражениями, не пил, не ел, на женщин не смотрел, и походил бы на памятник себе самому. А они сделали фильм о живом человеке, который — что греха таить! — ну о-очень любил женщин!..

Если честно, то, будь ведущий программы «Закрытый просмотр» Александр Гордон принципиальным и искренним человеком, сразу после завершения показа ему надо было бы сказать примерно следующее: «Друзья, никакой дискуссии не будет. Говорить не о чем. То, что вы увидели, не имеет никакого отношения к искусству и обсуждению не подлежит».

В самом деле, а что мы увидели? Фильм, сделанный в традициях худшего «мыла». То есть череду неких мизансцен при полном отсутствии психологизма, развития характеров, элементарного художественного вкуса. В кадре человек, которого звали Лев Ландау, раз за разом вступал в интимные связи с разными женщинами. По поведению и внешне человек этот в исполнении хорошего, в принципе, актера Даниила Спиваковского был, как две капли воды, похож на его же героя из фильма «Мой сводный брат Франкенштейн». Только если бы тот, после черепно-мозговой травмы, полученной на чеченской войне, стал не тронувшимся в уме борцом за справедливость, а сексуальным маньяком. Чтобы хоть как-то привязать образ невротика-извращенца к его прототипу, в начале фильма показали документальные кадры с Ландау: мол, таким он и был, странным, всклокоченным, с плохой дикцией. Для убедительности несколько раз крупным планом показали дергающиеся в тике губы сына Ландау, который тоже был в студии. Видите? — яблоко от яблоньки…

Но Гордон дискуссию, естественно, не отменил. И пошла она в том направлении, в каком и предполагалось. То есть, никто не говорил о самом фильме как о неком явлении художественной жизни, а о том, можно ли показывать известного человека ТАК, или нельзя.

Можно. Если делать это с талантом Сокурова, показавшего Ленина в своем «Тельце» беспомощным, глубоко больным человеком. Но то — работа большого мастера, а не циничное «осваивание выделенного бюджета», пока еще вполне докризисного.

Герои сошли с дистанции

И вторая премьера Первого канала, которой также предшествовал скандал. Речь идет об очередном сезоне масштабного шоу «Последний герой». Как известно, в самом начале проекта из него ушли вип-участники — Виктор Ерофеев и Никита Джигурда. Сами они объяснили причину своего дезертирства следующим образом: создатели проекта вели себя по отношению к участникам, мягко говоря, по хамски, еще до начала игры давая почувствовать разницу между собой, деятелями всесильного ТВ, и рядовыми смертными. Нет, они, Джигурда и Ерофеев, не спасовали перед трудностями. Просто не могли допустить демонстративного унижения человеческого достоинства.

И вот, было очень интересно, как покажут создатели «Героя» отщепенцев? Жалкими трусами? Но это вызвало бы еще один скандал… Телевизионщики выкрутились с блеском: в кадре Ерофеев и Джигурда были поданы так, что изначально выглядели инородными телами. Все участники шоу — нормальные ребята, которые все понимают. А эти… Один все время матерится и строит из себя крутого, второй — молчит, презрительно улыбается, глядя на происходящее, и методично жует резинку.

Что характерно, в показанной первой части участники «Героя» не комментировали поведение друг друга. Но в адрес Ерофеева и Джигурды время от времени звучали реплики типа «Вызовите врача, Джигурда сошел с ума!», «Кажется, эти хлюпики остаются!».

В результате, авторы добились своего, и когда те отказались от дальнейшей игры, все вздохнули с облегчением: и игроки, и зрители, и ведущая Ксюша Собчак, на которую писатель и актер, в отличие от прочих, смотрели без раболепного восторга.

премьеры теленедели

17 ноября

«Познер»

23.30

Премьера новой программы. Авторской. Кто автор — нетрудно догадаться по названию. На российском ТВ, видимо, становится доброй традицией выносить свои имена в заглавные титры. Программа будет представлять собой интервью с человеком, приглашенным В.В.Познером по какому-то актуальному случаю. А выходить будет регулярно по понедельникам. Каждый последний понедельник месяца — в виде ток-шоу со зрителями в студии. В последнее время Владимир Владимирович, закрывший свои «Времена» и оставивший пост президента телевизионной Академии, всячески подчеркивает свою независимость и критическое отношение к происходящему в стране и на ТВ. Интересно, насколько откровенным сможет он быть в эфире самого ангажированного власть канала?..

20 ноября

«Тайные знаки судьбы»

«Россия», 22.50

Премьерный показ в лучшее вечернее время. В центре внимания передачи — суеверия, совпадения, пророческие сны. Вот и главный государственный канал, вслед за всеми прочими, постепенно переключается на мистику. Оно и понятно. Интерес к ней в обществе всегда резко возрастает в периоды глобальных кризисов.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня